Лекция 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА

Прежде чем переходить к истории этических учений Средневековья, следует сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, мы должны понимать, что развитие древнегреческой этики завершающего периода и начальный этап средневековой этики проходили параллельно. Так, философ-стоик император Марк Аврелий ушел из жизни в 180 г. н.э. и, по некоторым данным, был гонителем христиан; этот факт весьма показателен для иллюстрации соперничества христианской и стоической философии.

Во-вторых, вся интеллектуальная культура Средневековья формировалась под знаком господства христианского вероучения, и этика здесь не является исключением. Можно сказать, что средневековая философия существовала в форме богословия, которое, особенно во времена расцвета схоластики, тяготело к философии. Такая ситуация разительно отличается от Античности, где философия опиралась на саму себя и лишь изредка вторгалась в область политической мысли (поздний Платон, Аристотель).

В Средние века порой очень трудно отличить христианскую догматику от философских (этических) положений. Например, некоторые Отцы Церкви доказывали, что религиозные догматы есть нс только основы вероучения, но и являются важнейшими жизненными ориентирами. В этом учебнике мы сознательно опустим изложение догматов христианства и сосредоточимся только на этических учениях крупных философов данного периода.

Но для начала определимся с основными чертами духовной жизни Средних веков, ее моральной атмосферы. Священное Писание стало для нее основным источником вдохновения. Бесспорно, этика того времени теоцентрична, ибо Бог для нее – основание бытия, истины и блага.

Но, с другой стороны, из всего земного именно человек занимает привилегированное место в картине мира, поскольку он создан Господом по собственному образу и подобию. Отсюда своей главной задачей средневековая этика видела нахождение пути человека к Богу и обретение им абсолютной жизни в нем. Сердце христианской этики находится в представлении (догмате) о богочеловеческой природе Христа Спасителя. "Бог очеловечился, чтобы человек обожился" – эта мысль, повторяемая многими святыми отцами, является главной путеводной звездой для средневековой этики. Путь человека к Богу освящен искупительной жертвой Богочеловека, и все, чем бы он ни занимался и к чему бы ни стремился, должно быть повторением земного пути Иисуса Христа. Исходя из этого постулата, моральную философию христианства можно охарактеризовать как этику совершенного образца. Для нее высшее благо, добро выражено не в наборе добродетелей, а в образе совершенства – Христе Спасителе. Поэтому от христианина требуется поступать так, как, вероятнее всего, поступил бы на нашем месте Христос. Богочеловек есть и воплощенная нравственность, и высшее благо, и смысл жизни. Как Он сам говорит про Себя: "Я есмь путь, истина и жизнь" (Ин. 14:6).

Античная этика, основанная на понятии добродетели, потратила много усилий для того, чтобы указать ее истинный смысл. Христианская этика в значительной степени сосредоточена на постижении образа Христа. Но если Античность пыталась рационально определить сущность добродетели, то христианство настаивает на необходимости посредством веры принять образ Совершенства. Если пытаться постичь его рационально, то разум начинает путаться в загадках и парадоксах. Их разрешение в целях создания христианской этики в виде жизненной программы стало центральной задачей средневековой практической философии. Она внесла в историю этики следующие оригинальные положения.