Среднее образование

Опираясь на "Предварительные правила народного просвещения" (1803), а затем в "Устав учебных заведений, подведомых университетам" (1804), были созданы губернские училища и гимназии, как основные типы средних учебных заведений. Принципами среднего образования провозглашались бессословность, бесплатность и общедоступность. Окончившие гимназию выпускники могли поступать в университет.

Гимназии открывались в губернских городах, курс обучения в них составлял четыре года, они представляли собой среднюю ступень обучения, следующую за уездным училищем. Учебный план гимназии включал латинский, французский и немецкий языки, историю, географию, статистику, естественную историю, опытную физику, теоретическую и прикладную математику, философию, изящные и коммерческие науки, рисование, технологию, музыку, гимнастику, танцы. Кроме того, в первом классе добавлялись логика и грамматика, во втором – психология и "нравоучение", в третьем – эстетика и риторика, в четвертом – юридические, экономические и политические науки. Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

Начиная с 1804 г., гимназии открываются повсеместно как средние учебные заведения. К концу 1804 г. было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей.

В 1805 г. Ученый комитет в составе Н. И. Фуса, С. Я. Румовского, Н. Я. Озерецковского, организованный в 1803 г. при Главном правлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, списки книг, пособий и учебных моделей для учащихся. В этом же году при гимназиях можно было открыть пансионы для дворянских детей.

Будучи попечителем Санкт-Петербургского учебного округа в 1811 г., С. С. Уваров предложил серьезно изменить школьный курс наук в связи с тем, что учебный план и программа "Устава" (1804) для многих учащихся оказалась сложной. Были внесены следующие изменения: исключены экономика, философия, коммерческие науки, сокращен курс естествознания, однако под влиянием немецких классических гимназий введено преподавание Закона Божия и греческого языка. Основной целью гимназии была объявлена подготовка к поступлению в университеты.

В 1819 г. для всех гимназий России был введен единый учебный план. Он содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение Священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.

В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, в задачу которого входил пересмотр среднего образования в стране. Результатом деятельности Комитета стал "Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов", изданный в 1828 г., согласно которому каждый тип учебных заведений приобретал законченный характер. В соответствии с ним гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества, готовившими для поступления в университет. Обучение длилось семь лет, три из которых обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающихся греческому языку и нс обучающихся ему. Уроки предполагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика, преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки. Устав гимназий 1828 г., несмотря на некоторые сословные ограничения, создавал в сравнении с Уставом 1804 г. лучшие условия для дальнейшего развития гимназического образования.

В 1837 г. была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии введен аттестат – документ об окончании гимназии. В 1846 г. введена пятибалльная система отметок за успехи, прилежание и способности учащихся. Они стали вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс оценка за поведение не учитывалась. Получившие на экзаменах отметку "5" и "4" награждались книгами и похвальными листами.

Согласно Уставу 1828 г. прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворянских детей начал сокращаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное уменьшение платы за обучение. Все это вызвало пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: исключили статистику, логику, сократили часы на математику и древние языки. Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с революционными событиями в Германии (1848). Греческий язык был исключен из учебных планов.

В связи с очередной сменой политического курса в начале 1830-х гг. возникает новый тип средней школы – дворянский институт в Москве (1833), Вильно (1838), Пензе (1843), Нижнем Новгороде (1844) и др. Дворянские институты открывались по ходатайству и на средства дворянских обществ, с назначением государственных пособий, находились в "непосредственном заведовании" попечителей учебных округов.

Дальнейшие изменения в среднем образовании были проведены в 1849 г. Учебный курс в гимназиях стал делиться на общее и специальное направление. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделение. Первое готовило для чиновной службы, второе – для поступления в университет. Гимназии делись на три типа: с углубленным изучением древних языков, законоведения и гимназии с естественно-научным циклом. Обучение длилось восемь лет (9–10 подготовительный класс). Разрешалось проводить экскурсии, которые одновременно обогащали гимназистов знаниями о родном городе и позволяли им отдохнуть от учебы. Чтобы поступить в первый класс, ребенок должен был знать утренние и вечерние молитвы, важные события Священной истории Ветхого и Нового заветов, умел бегло читать и пересказывать, писать под диктовку, читать по церковно- славянски, решать задачи с четырьмя арифметическими действиями и читать наизусть стихи.

Учебный год делился на четыре четверти, в конце каждой педагоги выставляли оценки за успехи ученика в изучении предмета, за внимание и прилежание. Поведение оценивалось по пяти позициям: "5 – отлично", "4 – хорошо", "3 – добропорядочно", "2 – не совсем одобрительно", "1 – худо". Перемены в течение дня были разными: после первого и четвертого урока – 10 мин, после второго – от 10 до 20 мин, после третьего – большая перемена 30–40 мин. Для младших классов большая перемена была после второго урока, а для старших – после третьего. В это время дети могли отдохнуть, сходить домой, пообедать. Число уроков в день колебалось от четырех до шести. Число учащихся в классе не должно было превышать 40 чел.

К экзаменам допускались все, кто успешно закончил восемь классов, кроме тех, кто состоял в родственных отношениях с директором гимназии, такие учащиеся имели право сдавать экзамены только в других учебных заведениях. После окончания учебного года в гимназии проводился публичный акт, на котором зачитывался отчет о состоянии и деятельности учебного заведения, объявлялись имена учеников, переводившихся в старший класс, раздавались награды и аттестаты. За успешное окончание гимназии учащиеся награждались золотой и серебряной медалью и получали звание почетного гражданина. Медалисты сразу же получали четырнадцатый чин и могли поступать на службу.

Среди частных классических гимназий в Москве в 1850-х гг. наибольшую популярность имела гимназия Л. И. Поливанова, ставившая своей задачей воспитание "нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах".

Женская классическая гимназия в Чернигове. 1865 г. Фото нач. XX в.

С середины 1850-х гг. начинают работу специальные комиссии но составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества. Его подготовка сопровождалась широкой гласностью в обсуждении нужд и путей преобразования средней школы. Одним из результатов работы комиссий стало утверждение "Положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения" (1858). Такие училища стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 г. их было уже около 200. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Царскосельская Мариинская женская гимназия (1864), Московские женские гимназии 3. Д. Перепелкиной (1884) и Л. Ф. Ржевской (1885), при которых имелись педагогические классы.

В 1864 г. был утвержден новый Устав гимназий и прогимназий, по которому учреждались три типа гимназий: классическая с двумя древними языками, классическая с латинским языком, реальная. В реальных гимназиях древние языки нс преподавались, но был усилен курс естествознания, математики, физики. Изучались также два новых иностранных языка. Другие предметы (Закон Божий, история, география) преподавались в одинаковом объеме во всех типах гимназии. Обучение в гимназии длилось семь лет. Предусматривалась организация прогимназий – неполных средних школ с четырехлетним сроком обучения, соответствующим четырем первым классам гимназии. Как правило, они открывались в небольших уездных городах. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета, также без экзаменов выпускники принимались в учительский институт, могли приступить к работе в качестве учителя в учебных заведениях императрицы Марии, воспитателями в гимназиях и прогимназиях. Согласно Уставу не предусматривались сословные, национальные, вероисповедальные ограничения. В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешались литературные беседы и спектакли, в число предметов были введены гимнастика и пение.

В 1866 г. министр народного просвещения Д. А. Толстой назначил Комиссию по разработке нового устава, целью которого явилось возрождение классицизма в образовании. В 1871 г. был принят новый Устав гимназий и прогимназий, который утвердил классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным), и особой внимание уделялось изучению древних языков, исключалась естественная история; космография заменялась математической географией, уменьшались часы на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий, вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников, а на преподавателей возложены воспитательные функции. В последующие годы Устав 1871 г. дополнился новыми положениями: введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и по окончании учебного заведения (1872); утверждены права и обязанности учащихся (1873); было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии (1874); принимать только таких детей, "которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства, за исключением одаренных с необыкновенными способностями" (1887).

По "Уставу реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения" (1872) реальные гимназии были переименованы в реальные училища, что означало большее сближение учебных заведений с жизнью, обучение в них начиналось с пятого класса и проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому, а в седьмом дополнительном классе существовали три отделения: общее, механическое и химическое, окончание которых предусматривало либо продолжение для учащихся обучения, либо поступление на службу. С 1875 г. гимназия стала восьмилетней. Усилился надзор за нравственностью учащихся, стало обязательным посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

Класс Тюменского Александровского реального училища. 1889 г.

Специфическим типом средних учебных заведений в России в конце XIX – начале XX в. были кадетские корпуса, дворянские учебные заведения для подготовки офицеров. Их деятельность осуществлялась на основании "Положения о кадетских корпусах" (1886). В этих учебных заведениях наряду с военно-профессиональной подготовкой давалось достаточно широкое общее образование. В учебный план входили Закон Божий, русский и церковнославянский языки, литература, французский и немецкий языки, математика, начатки естественной истории, физики, космографии, географии, истории, чистописание, рисование, обязательные военные предметы (строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание), а также предметы эстетического цикла (музыка, пение, танцы).