Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

Сравнительную характеристику финансового и управленческого учета представим для удобства в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Сравнение финансового и управленческого учета

Критерии

Финансовый учет и финансовая отчетность

Управленческий учет

Пользователи информации

Акционеры, инвесторы, поставщики, покупатели, кредитные учреждения, налоговые инспекции, органы статистики, другие внешние пользователи, работники предприятия

Менеджеры разного уровня управления (в качестве исключения – внешние пользователи, например, при заключении крупного контракта)

Юридическая обязательность ведения учета и представления отчетности

Ведение финансового учета обязательно

Руководство самостоятельно определяет целесообразность ведения учета. Информация подготавливается только в том случае, если выгода от ее использования больше, чем затраты на подготовку

Правовая база

Закон РФ "О бухгалтерском учете", положения по ведению бухгалтерского учета; инструкции Минфина России

Отсутствует, однако есть примеры рекомендательных положений и инструкций как в нашей стране, так и за рубежом

Временной характер входных данных (какие по времени формирования данные положены в основу учета)

Информация об уже свершившихся хозяйственных операциях, т.е. фактические данные (Положение по ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации допускает использование нормативных данных, но этот вариант оценки вступает в противоречие с ПБУ 5). МСФО допускают использование фактических, нормативных и прогнозных данных, например, о нормальной мощности в МСФО 2

Фактические, нормативные, бюджетные, носящие характер прогноза

Масштабы учета

Деятельность всей организации

Деятельность всей организации и (или) ее сегментов (определенные виды продукции, показатели, отделы, области сбыта продукции и др.)

Частота подачи информации

Периодическая. Периодичность регламентируется нормативными документами первого и второго уровня регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. МСФО требует ежегодной периодичности

Отчеты могут составляться как по запросу, так и на периодической основе (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и др.)

Сравнение финансового и управленческого учета можно провести также по критериям "степень точности информации", "принципы" и др. Так, внешние пользователи требуют гарантий в том, что публикуемые ежегодные финансовые отчеты составляются исходя из общепринятых норм учета, что позволяет проводить сопоставления и сравнения. Поэтому финансовая (бухгалтерская) отчетность должна подготавливаться в соответствии с требованиями принципов, заложенных в Положениях по бухгалтерскому учету (стандартах). Для ведения управленческого учета выбираются те правила учета, которые руководство считает наиболее полезными для принятия решения. Проверка на соответствие общепринятым нормам или юридическим требованиям не производится.

Рекомендации для студенческой научно-исследовательской работы. В рамках НИРС целесообразно проводить исследование теоретических и практических проблем финансового и управленческого учета на основе системного подхода, предусматривающего единое организационное, информационное и методическое обеспечение. Чтобы обеспечить соблюдение указанных требований, сбор и регистрация исходной (первичной) информации о единых как для финансового, так и для управленческого учета объектах должны быть интегрированы. В этой связи обособление финансового и управленческого учета в информационном поле предприятии может быть только в результате использования разной учетной политики (в книге мы полностью абстрагируемся от так называемого теневого учета). В условиях интеграции первичного учета и обработки его данных, используемых как в финансовом, так и в управленческом учете, в автоматизированных системах между финансовым и управленческим учетом может быть только относительное обособление. При проведении работ по интеграции учетных систем, разработки учетных политик и других нужно помнить, что учетная система является наиболее полной и достоверной информационной системой практически в каждой организации. В ней должны содержаться данные для: 1) формирования стратегических и долгосрочных планов (информация, необходимая при решении вопросов инвестирования в материальные и нематериальные активы, освоения производства новой продукции, новых рынков сбыта и др.); 2) принятия решений по размещению ресурсов, ценообразованию (данные о рентабельности продукции, работ и услуг, брендов, поставщиков, каналов распределения и т.д.); 3) бюджетирования и контроля за его исполнением; 4) мотивации (данные, полученные в результате сравнения фактических и бюджетных показателей и др.); 5) составления бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.