Сравнительная эффективность видов власти

Как показывают исследования, не существует какого-либо универсального эффективного вида власти.

Можно назвать ряд факторов, которые определяют эффективность того или иного вида власти.

1. Характер отношений между членами группы: в формальных группах достаточно эффективны легитимная власть, а также власть принуждения, при этом степень эффективности легитимной власти определяется степенью жесткости групповой иерархии.

2. Характер задач, которые необходимо решить подчиненным членам группы: легитимная власть и власть принуждения могут быть эффективны при решении типовых задач в обычных обстоятельствах; экспертная и референтная власть наиболее эффективны при решении нестандартных задач в сложных обстоятельствах, а также в ситуациях, требующих преданности группе и ее лидеру.

3. Процесс и результаты деятельности и удовлетворенность тех, к кому применяется власть, теми, кто ее использует: легитимная власть и власть принуждения имеют тенденцию или влиять отрицательно, пли никак не влиять на результаты работы и удовлетворенность субъектами власти; экспертная и референтная власть чаще всего положительно связаны с процессом и результатами деятельности, а также с удовлетворенностью субъектами власти.

4. Особенности поведения тех, к кому применяется власть: например, на членов группы, которые уклоняются от участия в общегрупповой деятельности или склонны постоянно менять группы присутствия, не влияет использование экспертной и референтной власти и значительно влияет использование легитимной власти и власти принуждения; в то же время активно используя экспертную и референтную власть, можно предотвратить возникновение у членов группы намерений уйти из нее.

5. Личностные особенности тех, к кому применяется власть: например, если члены группы высокообразованны и обладают значительным творческим потенциалом, единственным эффективным видом власти по отношению к ним может быть экспертная власть.

6. Личностные особенности тех, кто использует власть: например, лидер с выраженной паранойяльной акцентуацией будет склонен чаще использовать легитимную власть и власть принуждения; лидер, обладающий высоким уровнем харизмы, использует преимущественно референтную власть; и т.д.

Кроме того, необходимо помнить, что в большинстве случаев член группы, который использует власть, применяет сразу несколько ее видов, и эффективность власти определяется тем, насколько соответствует тот или иной вид власти конкретным обстоятельствам и личностным особенностям участников властных отношений.

Например, если человека назначают на более высокую должность, он получает большую легитимную власть и больше возможностей использовать власть принуждения. Но, используя власть принуждения (особенно в форме наказания), он теряет свою популярность, а с ней и возможность использовать референтную власть.

Лидерство и власть

Лидер должен уметь эффективно использовать все виды власти для достижения общегрупповых целей. При этом в отличие от других членов группы, имеющих право на власть и часто использующих это право в собственных интересах, истинный лидер пользуется своей властью прежде всего в интересах своих последователей.

Кроме того, лидер не присваивает власть (присвоение власти, ее насильственный захват связан с ролью тирана, или диктатора, единоличного правителя, обладающего неограниченной властью и стоящего над законом). Он получает ее "в дар" от последователей, которые тем самым выражают свою веру в способность лидера действовать им во благо и готовность подчиниться его власти, чтобы достичь общегрупповых целей. В формальной группе руководитель, который получает властные полномочия от вышестоящих инстанций, может так и не достичь всей полноты власти, если рядовые члены группы, формально подчиненные ему, не поверят в пего как в лидера.

Наконец, лидерство предполагает не только умение сосредоточить в своих руках власть и использовать ее, но и желание заниматься этим.

Лидер может эффективно использовать любой из существующих видов власти.

1. Легитимная власть приобретается лидером в процессе его статусного роста, исходит из его позиции в группе и может использоваться до тех пор, пока законность его власти признается последователями.

2. Власть вознаграждения и наказания в отношениях между лидером и последователями проявляется не столько как премия или выговор, сколько как признание лидером возможности того или иного члена группы участвовать в решении определенных задач.

3. Экспертная власть позволяет лидеру опираться на веру последователей в то, что лидер более компетентен, чем они, в определенной области, а значит, может принимать правильные решения[1].

4. Референтная власть позволяет лидеру добиться признания и обожания последователями.

5. Информационная власть и власть связей позволяют лидеру выстраивать эффективные коммуникативные сети.

6. Власть над ресурсами дает лидеру возможность преодоления недостатков в процессе решения групповых задач и повышения эффективности их решения.

Эффективно используя власть, лидер может в той или иной степени сформировать у своих последователей чувства приверженности, согласия или сопротивления и вызвать соответствующее этим чувствам поведение[2].

Приверженность как результат использования власти возникает, когда последователи принимают лидера и разделяют его взгляды, преданы ему и его делу. Преданные последователи будут заинтересованно, качественно и усердно решать задачи, которые они считают важными для своего лидера. Приверженность можно сформировать, используя прежде всего такие виды власти, как экспертная и референтная.

Согласие предполагает, что последователь будет повиноваться распоряжениям и выполнять указания лидера, но только потому, что это необходимо делать. Члены группы могут не соглашаться с какими-либо правилами, без воодушевления выполнять порученные дела, но не отказываются от них, так как считают, что обязаны это делать. Согласие формируется в результате использования прежде всего легитимной власти и власти вознаграждения.

Сопротивление возникает, когда последователи преднамеренно стараются избежать выполнения указаний или сопротивляются распоряжениям лидера. Зачастую это выражается в том, что они оставляют без внимания пожелания или указания лидера. Сопротивление формируется чаще всего в ответ на использование власти принуждения.

Для того чтобы снизить в группе уровень согласия и сопротивления и повысить уровень приверженности, лидеру необходимо преодолеть стереотипные представления о власти как о чем-то сосредоточенном в одних руках и наделить своих последователей полномочиями, предоставить им большую свободу и соответственно большую ответственность за принятие решений и достижение общегрупповых целей.

Следует помнить также, что не только лидер обладает властью над последователями, по и последователи обладают властью над лидером.