Сравнение лоббизма в США и ЕС

В заключение несколько слов о сравнении лоббизма в США и ЕС. Исследователи сходятся на том, что ключевое различие между культурой лоббизма в ЕС и США заключается в подходах к финансированию НКО и политическим кампаниям. В ЕС НКО часто получают финансовую помощь от Еврокомиссии. В США редко можно встретить финансирование правительством НКО или групп интересов, денежные средства поступают из совершенно иных источников. Зато в США у политиков не считается зазорным принимать пожертвования на избирательные кампании от частных лиц и корпораций. Следствием этого является то, что корпоративный лоббизм получил большее развитие в США. Европейцы, осознавая все риски, связанные с такой ситуацией, хотели бы избежать ее, поддерживая НКО, однако на протяжении 2000-х гг. эксперты отмечали усиление влияния бизнеса и ослабление влияния НКО.

Кроме того, в США механизмом противодействия влиянию корпораций выступают спонтанные grassroots-кампании, которые более распространены и более эффективны в США по нескольким причинам. Во-первых, в силу институционального устройства органов власти США и ЕС: в ЕС парламентарии, избираемые населением, не обладают правом законодательной инициативы в отличие от своих американских коллег. Во-вторых, принцип "европейскости", применяемый в ЕС при разработке законопроектов, игнорирует региональные интересы, которые опять-таки часто являются выражением воли граждан.

Что касается европейского лоббизма, то, очевидно, по мере роста индустрии лоббизма, будут наблюдаться и попытки большей степени регулирования лоббизма. Здесь ЕС идет по американскому пути жестких ограничений, дабы не выслушивать обвинения в использовании корпорациями институтов ЕС в своих частных интересах. Подобные обвинения были бы весьма болезненны для Евросоюза в силу разногласий между странами, которые там регулярно возникают, а также общего скепсиса относительно перспектив ЕС (табл. 13.9).

Таблица 13.9

Сравнение лоббизма в США и ЕС[1]

Деятельность

Вашингтон

Брюссель

Регистрация

лоббистов

Конгресс США: обязательная

Европейская комиссия и Европейский парламент: добровольная

Регулирование этики чиновников

Правительство США: есть Конгресс США: есть

Еврокомиссары и персонал Комиссии: есть Депутаты Европейского парламента и персонал парламента: есть

Свод правил для лоббистов и лоббистских организаций

Федерал ьное законодател ьство накладывает ряд ограничений на лоббистов.

Лоббистские организации часто принимают собственные этические коды

Европейская комиссия и Европейский парламент: есть, его принятие входит в процесс добровольной регистрации

Уровни лоббирования

Многоуровневая система: Законодательные ветви власти:

• Конгресс США

• Легислатуры штатов Исполнительные ветви власти:

• Федеральные

• Региональные

Многоуровневая система: ЕС и национальные уровни. Множество институтов власти ЕС (законодательных и исполнительных):

• комиссия

• парламент

• совет

Финансирование неправительственных организаций

Финансируются частным образом; немногие, если вообще кто-либо финансируется государством, но в лоббировании чьих-либо интересов участия не принимают

Многие финансируются, а иногда и даже созданы, Европейской комиссией

Феномен

"вращающейся

двери"

Бывшие законодатели и правительственные чиновники часто становятся лоббистами (и в связи с этим все больше увеличиваются ограничения)

Реже

Финансирование политических кампаний коммерческими организациями

Распространено, но с ограничениями.

Схема финансирования: частный сектор → общественный сектор (политики)

Многие финансируются, а иногда и даже созданы, Европейской комиссией

Транспарентность

Строгое регулирование и принуждение

Lobbying Disclosure Act (1995) требует от лобби публиковать списки клиентов и источников финансирования

Минимальное регулирование и принуждение С 2011 г. действует Transparency Register, согласно которому лоббисты должны публиковать источники и объемы финансирования

Значимость локальных проблем

Сенаторы и конгрессмены опираются на локальные проблемы при избрании.

Лобби, отстаивающие локальные интересы, обладают значительным влиянием

Члены Европейского парламента в большей степени дистанцированы от локального электората.

Лобби, отстаивающие локальные интересы, обладают меньшим влиянием. Локальные и региональные проблем ы рассматриваются в Комитете регионов ЕС, в который входят представители региональных и местных властей

Количество зарегистрированных лоббистских организаций

14 000

5522 (на 17 января 2013 г.)