Справочные правовые системы

Успешная профессиональная деятельность экономистов, финансистов, менеджеров предусматривает обязательное использование средств автоматизации поиска информации по различным вопросам деятельности предприятий и организаний, обеспечению юридической поддержки принимаемых решений. Для грамотного применения законодательства при решении практических вопросов помимо обладания непосредственно самими нормативными актами пользователю не менее важны консультации, разъяснения специалистов по правовым вопросам, а также знание прецедентов судебной и арбитражной практики и умение грамотно вести деловую документацию. Инструментом, обеспечивающим эффективное решение вышеуказанных задач, является такой класс современных информационно-поисковых систем, как справочные правовые системы (СПС).

Справочная правовая система представляет собой комплекс, включающий массивы правовой информации и инструменты, позволяющие пользователю системы осуществлять операции поиска нужных документов, фрагментов документов, выводить документы или их фрагменты на печать, создавать личные подборки документов с учетом специфики профессиональной деятельности и т.п.

В основу построения СПС положена систематизация правовой информации в информационных банках, при их формировании должен соблюдаться системно-структурный подход, т.е. информация в СПС должна быть сгруппирована по разделам, отраслям, подотраслям. В результате такой систематизации и структуризации потребителям правовой информации предоставляется возможность оперативно осуществлять поиск информации по интересующим их проблемам. СПС позволяет пользователю получать доступ к различным видам правовой информации практически в полном объеме и использовать ее в профессиональной деятельности. Но следует отметить, что правовая информация, содержащаяся в информационных массивах СПС, несмотря на ее достоверность, нс может быть предметом ссылок в правоприменительной практике. В необходимых случаях следует ссылаться не только на документы, содержащиеся в СПС, но и на официальный источник публикации, поэтому сведения об источниках также всегда должны содержаться в информационных банках.

Кластеризация информации осуществляется в СПС с использованием классификаторов, каждый из которых строится путем разбиения объектов классификации на отдельные группы по установленному основному признаку (основанию деления). Каждый классификатор по отдельному основанию – это систематизированный перечень названий групп объектов классификации, отобранных по основному признаку; инструмент для организации и осуществления поиска по конкретному признаку. В СПС классификации подлежат такие объекты, как вид, название документа, принявший орган, дата принятия, тематика и т.д. Практически во всех известных сегодня СПС функционируют так называемые правовые поля, позволяющие проводить поиск нормативных правовых актов по заданному основанию. По такому принципу в справочных правовых системах, например, разделены законы РФ, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.

Хронологический принцип классификации реализуется в СПС с помощью поискового поля "Дата принятия", которое позволяет расположить весь информационный массив актов в хронологическом порядке. Группы актов также классифицируют по номеру, присвоенному документу при его регистрации. Особое место среди классификаторов занимает предметный классификатор, характеризующий тематику и построенный по отраслевому принципу. Основной его признак – предмет правового регулирования – имеет сложную иерархическую структуру юридических понятий, отражающих ОГЛАВЛЕНИЕ нормативных правовых актов.

В информационных банках СПС содержатся научнопублицистические и справочные материалы как правовой, так и экономической направленности, теоретические изыскания, комментарии законодательства, юридической практики и т.д.

В ряде СПС реализованы системы поддержки принятия решений, состоящие из официальных разъяснений и консультаций. Исследования специалистов и экспертов показали, что большинство вопросов, относящихся к налогообложению и бухгалтерскому учету, типичны. В результате появились специализированные справочные системы "Консультант- Бухгалтер" и "КонсультантФинансист", которые изначально были ориентированы на официальную информацию разъяснительного характера. Официальные разъяснения и консультации предоставляют эксперты солидных и известных аудиторских и юридических фирм, а также сотрудники Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и других ведомств, регулирующих своими нормативными актами взимание налогов, осуществление налогового контроля, ведение бухгалтерского учета и статистики.

Качество информационного наполнения СПС характеризуется полнотой представленной информации, оперативностью поступления новой информации, ее достоверностью и аутентичностью, а также качеством юридической обработки информации в системе. Важной характеристикой является качество компьютерных технологий, используемых в СПС (поисковые и сервисные возможности; возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя). Конкурентоспособность той или иной СПС в немалой степени определяется общим уровнем сервиса и наличием дополнительных услуг, предоставляемых пользователю (наличие интернет-версии, бесплатная демонстрация системы квалифицированным специалистом в офисе заказчика; гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя; обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях; возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки; техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.).

В России имеется целый ряд компаний, специализирующихся на разработке и распространении СПС. Среди известных СПС в первую очередь необходимо отметить "КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс", а также "Эталон", "Система", ЮСИС, "Референт", "Юридический мир", "Ваше право", "Юрисконсульт", "1C: Кодекс", "1C: Гарант", "1C: Эталон", "Законодательство России" и некоторые другие. Несмотря на ряд неизбежных отличий в программных продуктах и в работе по распространению этих продуктов, профессионально работающие компании, производящие качественные СПС, обязательно обеспечивают в своей работе и в своих системах выполнение указанных выше требований.