Справочные правовые информационно-поисковые системы

Справочные правовые системы (СПС) в России представляют собой программные комплексы, которые предназначены для информационно-правовой поддержки работы органов власти, предприятий, коммерческих компаний и общественных организаций. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с действующими в России миллионами законодательных и нормативных актов. Естественно, в этой ситуации трудно переоценить возможность быстро получить с рабочего места любого сотрудника необходимый законодательный акт или нормативный документ, сопровождаемый, как правило, комментарием опытного юриста.

Наиболее известные в России СПС "Гарант", "КонсультантПлюс", "Кодекс" созданы, распространяются и поддерживаются коммерческими фирмами. Они разрабатывают систему индексирования и хранения документов, подбирают комментарии, справочные материалы, статьи из периодической печати и монографии, создают диалоговую оболочку для работы пользователей.

Наполнение СПС правовыми документами происходит на основе договоров, которые фирмы – разработчики СПС заключают с законодательными структурами, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, библиотеками, отдельными авторами. В этом кроется первая, главная причина, отличающая СПС друг от друга, – различное и по количеству, и по составу документов наполнение.

Второе различие – сроки появления в СПС новых документов. Фактически СПС информируют пользователя о "новинках" законодательства нс после их подписания или регистрации в Министерстве юстиции РФ, а после включения в один из информационных банков, но в уже полностью обработанном по требованиям системы виде. Почему необработанные, но подписанные или вступившие в силу документы нельзя включить в систему отдельным блоком непонятно. В это "мертвое" время документ можно найти только через Интернет на сайтах Совета Федерации, Государственной Думы или "Российской газеты", а также на сайтах самих СПС.

Третье различие СПС, весьма неприятное для пользователя, – существенное различие диалоговых оболочек по виду (интерфейсу), по набору и названиям команд, по приемам работы.

Следует особое внимание обратить на слово "справочная" в название СПС. Оно говорит о том, что все публикуемые в них документы не являются юридически достоверными, не являются заверенными копиями оригинальных правовых актов. Документы в системах содержат гиперссылки, закладки, примечания юристов фирмы, комментарии или ссылки на них, указатели на документы, на которые данный документ ссылается или упоминает, и документы, которые ссылаются на данный документ.

В качестве своеобразной компенсации разработчики дают пользователю возможность из СПС при наличии Интернета обратиться на сайт фирмы и получить графическую копию документа, опубликованного в "Российской газете". Удобства работы с этой копией, учитывая ее большой объем, сомнительны, а юридически достоверным документом ее считать также нельзя.

Все документы СПС разбиты на большие группы – информационные банки. В табл. 13.1 сопоставлены информационные банки СПС "Гарант" и "КонсультантПлюс" (названия банков могут меняться в зависимости от версии СПС).

В зависимости от установленной версии СПС, а также от условий договора на покупку комплектация информационными банками может быть различна. Например, в государственные, региональные и муниципальные органы власти добавляется банк "Региональное законодательство", а в разделе "Судебная практика" – материалы соответствующих арбитражных судов.

Перед поиском документов в СПС желательно определиться с областью будущей работы и отключить неиспользуемые информационные банки (или выбрать только необходимые для работы). Это существенно повысит скорость работы с СПС и сократит размер получаемых по результатам поиска списков. Списки, содержащие названия более чем 15–20 документов, вручную пользователь за один сеанс работы с СПС не разберет. Для облегчения работы со списками в СПС имеются развитые сервисы: поиск в списке, уточнение списка по заданному критерию, фильтрация и сортировка списков, удаление из списка, сложение и вычитание списков, сохранение списков.

Таблица 13.1

Информационные банки СПС "Гарант" и "КонсультантПлюс"

СПС "Гарант"

СПС "КонсультантПлюс"

Все документы

Законодательство (с возможностью поиска по всем разделам)

Акты органов власти

Законодательство

Судебная и арбитражная практика

Судебная практика

Международные договоры

Международные правовые акты

Финансовые консультации

Разъяснения, комментарии

Комментарии законодательства

Проекты законов

Законопроекты

Формы документов

Формы документов

Справочная информация

Справочная информация

Кодексы (отдельная команда)

Кодексы

Изменения в законодательстве

Обзоры законодательства

Пресса и книги

Справочные правовые системы имеют развитые средства поиска документов.

1. Базовый поиск – основной поиск, предлагаемый при входе в СГ1С. При работе с информационными банками (пока не получены списки или не открыт документ) это по сути поиск по любому, но одному реквизиту документа. После построения списка или открытия документа базовый поиск превращается в контекстный.

2. Поиск по реквизитам – поиск но одному или нескольким реквизитам документа, сопровождаемый при заполнении карточки поиска удобными выпадающими в виде списка словарными подсказками. Применяется, когда что-то из реквизитов искомого документа известно достаточно точно.

3. Поиск по правовому навигатору (классификатору) представляет собой поиск по иерархическим спискам, составленным по нормам, "поднормам" права. Результатом поиска является список документов, подобранных по определенной правовой ситуации. Поиск очень удобен для юристов.

4. Поиск по ситуации также представляет собой поиск по иерархическим спискам, но они составлены юристами фирмы по типовым жизненным ситуациям, встречающимся в юридической практике. Списки не столь однозначны, как в правовом навигаторе, их состав и формулировка зависят от юристов фирмы – разработчика СПС. Списки могут изменяться при обновлении. Если ситуация в иерархическом списке отсутствует, пользователь должен догадаться, какая госструктура может участвовать в разрешении этого спорного вопроса, и повторно провести поиск по ситуации, связанной с именем или функцией этой госструктуры. Например, ситуация "техосмотр автотранспорта" отсутствует. Формулируем вопрос – кто его проводит? Ответ – ГАИ/ГИБДД. Поиск по ситуации с этим названием даст документы по проведению техосмотра, требованиям к автотранспорту и т.п. Поиск очень удобен для практикующих юристов, но требует определенной подготовки – ориентации в иерархических списках.

5. Поиск по источнику опубликования применяется для нахождения законодательных актов и нормативных документов регионального масштаба, которые не публикуются в центральной печати, не регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Для проведения поиска необходимо располагать информацией о названии региона, предполагаемом названии источника опубликования, приблизительной датой публикации. При работе в "своем" регионе бывает, что быстрее можно найти документ в Интернете на сайте регионального законодательного органа.

6. Поиск по толковому словарю. Обилие специальных терминов, встречающихся в законодательных и нормативных актах, не позволяет в каждом законе, указе, постановлении повторно давать определение этого понятия. Обращение к толковому словарю позволяет получить не только само словесное определение термина, но и привести к документу, в котором оно было впервые дано. В отдельных случаях возможно получение перевода термина на иностранные языки.

7. Контекстный поиск по спискам и тексту представляет собой поиск документа по заданному набору символов (текстовой строке). Поиск доступный, но не самый быстрый и дающий очень большие списки. Наиболее удобен при работе с одним документом.

8. Поиск изменений в конкретной статье законодательного акта осуществляется в режиме сравнения двух выбранных редакций одного документа. СПС показывает только статьи, подвергшиеся изменениям, и предоставляет удобное перемещение по ним.

Сохранить найденные списки и документы можно как внутри СПС в специальных папках, так и во внешней памяти компьютера (на любых видах носителей) в виде файлов.

Закладки к определенным частям документов также можно сохранить внутри СПС в специальных папках.

При необходимости документы и списки могут быть переданы непосредственно из СПС в программы Microsoft Word или Excel и подвергнуты обработке – редактированию. Например, налоговая декларация, найденная в СПС, передается в Excel, там заполняется и затем соответствующий файл по электронной почте пересылается в налоговый орган.

Фирмы – создатели СПС имеют свои сайты в Интернете и допускают удаленную работу с системой. СПС "Кодекс" доступна только в веб-интерфейсе.