Справедливость

Справедливость также является одной из смыслообразующих категорий моральной философии, но, в отличие от рассмотренных до сих пор понятий, ей традиционно придавалось значение силы, призванной воплотить моральные абсолюты в действительность. Иными словами, в значительно большей степени, чем совесть или долг, справедливость понималась как практика, позволяющая каждому воздать по заслугам.

О справедливости вспоминают, когда, во-первых, появляется потребность восстановить нормальный, привычный всем порядок вещей, и в этом смысле требование "восстановить справедливость" означает исправить беззаконие. Во-вторых, она становится востребованной, когда между людьми наблюдается неравенство и его требуется либо обосновать, либо исправить. В-третьих, ее положительная суть заключается в том, что она подразумевает равные и открытые отношения между людьми. Например, справедливой мы будем считать ситуацию, когда труд человека получает адекватную оценку окружающих или, наоборот, когда чей-то плохой поступок обернулся равноценным наказанием.

В античной философии доклассического периода справедливость понималась как единый разумный склад универсума. Затем Платон придал ей значение главной движущей силы идеального государства, позволяющей каждому человеку подобрать причитающийся ему удел в обществе и реализовать данные от природы способности. Но наиболее существенный вклад в осмысление данной проблематики внес Аристотель. Как уже было указано в историческом разделе, он обосновал два важнейших разделения справедливости, которую он считал полной, совершенной добродетелью. Первое из них указывало на существование общей справедливости, выраженной в совокупности всех законов полиса, установленных ради общего блага, и частной, касающейся отношений людей между собой. Второе разделение имело отношение именно к частной (специальной) справедливости, в основе которой лежала идея равенства свободных граждан полиса. С этой точки зрения выделяются ее распределительная и уравнивающая ветви. Первая призвана распределять дефицитные блага в зависимости от заслуг индивида и его вклада в общее благосостояние. Но при этом следует заметить, что наиболее достойные люди вынуждены брать на себя наибольшие общественные тяготы. Вторая следит за эквивалентным обменом вещами, когда речь идет об экономических сделках. Здесь распределение не зависит от достоинства участвующих лиц и осуществляется на основании строгого равенства.

Рассуждения Аристотеля стали отправной точкой для последующих концепций справедливости. Что касается его первого ключевого разделения, то в его осмыслении можно указать две линии. Первая делала акцент на существование универсальной справедливости, имеющей божественное (христианство) или природное происхождение (поздняя античность). Отсюда вытекали теории естественного права, составившие основу социально-политических учений Нового времени, например Локка, Руссо и др. Представители другой точки зрения, напротив, отрицали существование раз и навсегда заданных устоев справедливости, считая ее производной от сложившихся социально-экономических условий. К такому пониманию был близок Кант, но первенство в теоретическом обосновании принадлежит философии утилитаризма, а также английской политэкономии (А. Смит, Д. Риккардо).

Что же касается второго разделения, то здесь можно выделить три магистральных направления. Первое настаивало на обеспечении радикального равенства при распределении общественного достояния, достигаемого путем упразднения всякого рода социальных преимуществ, основанных на эксплуатации человека человеком. Эта позиция характерна для социалистических концепций, нашедших развернутое теоретическое обоснование в трудах немецких философов Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Вторая линия в понимании обсуждаемой добродетели проистекала из теорий общественного договора, представленной такими философами, как Гоббс, Локк, Руссо и др. С их точки зрения, общественные институты есть продукт договора наиболее влиятельных социальных групп, поэтому справедливость следует понимать как баланс интересов, связанных в основном с распределением собственности. В этом плане равенство невозможно в силу конкурирующей природы общества, где неравенства представляют собой нс только нормальное положение дел, но и служат источником развития социума. Наконец, третья точка зрения, характерная для зрелых либеральных концепций, пыталась совместить первые два взгляда. Она исходит из того, что неравенства в благах вполне естественны, но существуют такие ценности, которые должны быть распределены поровну между всем людьми. Наиболее последовательно данная линия была проведена в фундаментальном труде американского философа Джона Ролза (1921-2002) "Теория справедливости".

Ролз полагает, что справедливость является для общества столь же важной категорией, как истина для теоретической философии. При этом ее носителями являются не люди, а базисная структура общества, под которой автор понимает способы распределения благ основными социальными институтами. Поскольку всякое общество функционирует на основании различных принципов справедливости, то мы должны найти такие, которые были бы истинными, т.е. делали бы возможным осуществление наибольшего блага общества. С точки зрения Ролза, эти принципы являются продуктом общественного договора. Это не значит, что они были приняты в конкретный исторический момент; ситуация выбора – чисто гипотетическая, которая могла бы возникнуть в идеале. Классическую теорию общественного договора Ролз дополняет тем, что, на его взгляд, прежде чем будет установлен государственный аппарат и приняты основные законы, люди избрали бы базовые принципы справедливости, которые обезопасили бы их в будущем от произвола.

Что же это за принципы? Оригинальность философа состоит в том, что он утверждает: в ситуации, где свободные, равные, заинтересованные в достижении личного блага люди станут обсуждать свое будущее, они необходимо выберут два фундаментальных положения. Автор приводит его многочисленные формулировки и трактовки, но наиболее развернуто они звучат так: "Первый принцип: каждый человек должен иметь равные нрава в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других. Вто – рой принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех, и б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем"[1]. Иными словами, неравенства в обществе оправданы, когда наименее имущие получат взамен своей бедности определен – ные блага, например низкие налоги и социальную защиту. Находясь в критической ситуации, общество имеет право пожертвовать вторым принципом, но первый, гарантирующий соблюдение прав и свобод личности, должен соблюдаться без всяких исключений.

У теории справедливости Ролза нашлось немало критиков. Например, указывали, что второй принцип ведет к появлению многочисленных социальных статусов, носители которых станут требовать себе повышенных привилегий. Тем не менее идеи Ролза стали наиболее существенным вкладом в практику реализации социальной справедливости, принятую в наиболее развитых странах Запада.