Способы воздействия в стихийных группах: заражение, паника, внушение, убеждение

Образовавшийся в массе или толпе сплав суждений и утверждений начинает функционировать, играя роль побудителя к действиям. При этом у людей утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена "здесь и теперь" без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Одной из таких форм выступает заражение. Оно с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно возникает через передачу определенного эмоционального состояния, или "психического настроя"[1]. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники – стихийно возникающего состояния и поведения большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине[2].

Рассмотрим механизм развития паники. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения (индивидуальный страх – крик, плач). Затем идет цепная реакция. Завершается поведением толпы, кажущимся спасительным.

Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах.

Пример из практики

Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после радиоспектакля "Вторжение с Марса", транслировавшегося радиокомпанией Эн-би-си но книге Г. Уэллса "Война миров". Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 млн человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек "лично" засвидетельствовали "появление марсиан". Это явление было специально проанализировано американскими психологами[3].

Итак, около 1 миллиона американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места события. В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике.

Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан.

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации, поэтому попытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращались к соседям, знакомым, на радио и т.п. и только после этого приходили к отрицательному заключению).

В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан.

И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди которых являются социально-демографические признаки. Так, высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т.е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей.

Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий.

Важными были также половозрастные признаки, женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.

Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость – качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

В целом, паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Например, ее нельзя непосредственно наблюдать. Во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому что в ситуации паники сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись "внутри" системы паники, в той или иной степени поддается ей. В настоящее время исследования паники в основном остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание данных циклов важно для прекращения паники, при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Необходимо также и понимание психологического механизма паники. Например, знание особенности заражения при панике: бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить.

При исследовании заражения важным является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Данный вопрос недостаточно изучен в науке, однако в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Например, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок (например, популярного актера) являются аплодисменты. В данной ситуации они играют роль импульса, за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. В истории также есть случаи, когда знание такого механизма использовалось. Так, в фашистской пропаганде была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения (до состояния экстаза). Сегодня, например, к этим приемам прибегают политические лидеры.

Справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения. Это подтверждают факты истории: в современном обществе заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Исследователи классифицируют всю информацию, передаваемую от человека к человеку, с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку (например, в ситуации гипноза). Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.

В качестве основных средств внушения ученые выделяют: рассеивание внимания, аффективное преподнесение, престиж источников.

Убеждение, напротив, построено на логическом обосновании, чтобы добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение – это информационное воздействие, формирующее или изменяющее установки, а через них – мнения, взгляды, отношения. Возникает в силу способности к рациональному мышлению.

Среди средств убеждения выделяют: апелляцию к фактам, демонстрацию выгоды от принятия идеи, убыток от непринятия идеи.

Ученые указывают на ряд существенных признаков, по которым отличаются друг от друга внушение и убеждение. Так, внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

При изучении внушения установлены обстоятельства, при которых эффект внушения повышается. Например, доказана зависимость эффекта внушения от возраста: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. Важно знать, что при внушении действует специфический социально-психологический фактор: авторитет суггестора (того, кто осуществляет внушение), создающий особый дополнительный фактор воздействия – доверие к источнику информации. "Эффект доверия" проявляется как по отношению к личности суггестора, так и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет.

В теоретическом плане феномен внушения изучается в тесной связи с проблемами социальной перцепции. Анализ общения как процесса познания людьми друг друга показал, что в структуре такого познания значительную роль играет предшествующая восприятию заданная (или сложившаяся) социальная установка, которую можно рассматривать как фактор внушения.

В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая отводится внушению в системе средств пропагандистского воздействия, различна в зависимости от того, какого рода пропаганда имеется в виду, каковы ее цели и ОГЛАВЛЕНИЕ. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия.