Способы принятия конституции

Особое значение конституции в жизни общества и государства и ее главенствующее положение в системе законодательства выдвигают проблему использования определенных специальных форм (процедур) ее принятия.

Принятие конституции необходимо понимать как комплексный процесс глубокого политико-юридического значения, в котором можно выделить следующие элементы: а) ситуации, в которых принимается новая конституция; б) инициатива принятия конституции; в) компетентный орган (конституционный или существующая власть); г) способы принятия.

Новая конституция принимается:

1) одновременно с утверждением нового государства. Появление нового государства – эго политический процесс, требующий принятия определенных актов политико-юридического характера, которыми регламентируются важные юридические признаки: территория, форма государства, форма правления, политический режим. В таких условиях можно говорить, что утверждение нового государства, как и принятие конституции, – это процессы, которые разворачиваются практически одновременно. Классическим примером может служить создание США. Аналогические процессы имели место после окончания Первой и Второй мировых войн, в конце 80-х и начале 90-х гг. XX столетия, когда были созданы десятки новых независимых государств;

2) в условиях, когда в жизни определенного государства имеют место глубокие структурные политические изменения, а именно когда меняется политический режим или когда страна теряет национальное единство. Свежие примеры принятия новых конституций вследствие замены тоталитарных политических режимов на демократические – это конституции бывших социалистических государств (конституции Болгарии, Румынии 1991 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.).

Особый порядок принятия конституции нашел отражение в современной конституционной доктрине, которая разделяет исполнительную и представительную власти. Если законы принимаются или меняются в порядке действия законодательной власти, то конституции – в порядке осуществления исполнительной власти.

Только субъекты, которые владеют учредительной властью, могут утверждать фундаментальный закон государства. Несоблюдение данного порядка противоречит сущности конституции как основного закона, является конституционно-правовым нарушением. Акцентируем внимание на этом моменте еще и потому, что даже во второй половине XX столетия были случаи таких нарушений. Например, в 1962 г. основной закон Пакистана был изменен президентом республики, который не был наделен учредительной властью.

Субъектами учредительной власти провозглашаются или носители суверенитета (народ, монарх, иногда – Бог), или представители суверенитетов, которые правомочны создать династию, распределять политическую власть, дарить или закреплять гражданские свободы, устанавливать законы государственности.

Выделяют следующие способы принятия новой конституции.

1. Учредительным органом (конституционный конверт, учредительные соборы, учредительный конгресс, народный меджлис (Мальдивы), джирга – представительский институт мусульманского мира).

2. С помощью референдума как одной из процедур, которая может быть использована для осуществления учредительной власти. Такая процедура является демократичной. Именно так были приняты конституции Италии 1947 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г. и многие другие. И совсем другое дело, если народу предлагается высказаться по проекту, подготовленному государственными структурами. Такой конституционный референдум превращается в плебисцит, на котором происходит голосование о доверии правительству.

3. Представительным органом, т.е. парламентом, совместно с главой государства. Это наиболее распространенный способ принятия конституции. Для ее принятия требуется квалифицированное большинство, что составляет, например, 2/3 в Норвегии и Литве; 3/5 в Испании. Подобные процедурные трудности закономерны, поскольку они мешают изменению условий гражданского мира, без достижения высокой степени согласия в обществе.

4. С помощью октроирования, которое может быть осуществлено монархом, после чего его власть ограничивается конституцией. Например, в 1990 г. король Непала Бирендра подарил народу основной закон, который назвал конституцией. В султанатах Малайзии основные законы корректируются монархами, которые их возглавляют. До 1982 г. конституционные законы Канады формально утверждались королевой Великобритании.

Анализ конституционной правовой практики зарубежных стран позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, правовнесения изменений в конституцию должно принадлежать тем же органам, которые ее принимали. Во-вторых, процедура внесения изменений в конституцию в принципе аналогична процедуре ее принятия в соответствии с высоким принципом юридической симметрии.

Можно выделить несколько общих правил осуществления процедуры изменения конституции.

1. Субъектами права инициативы пересмотра конституции являются, как правило, те, кто участвует в законодательном процессе. Обычно инициаторами являются депутаты. Но в Бельгии и Франции, например, инициатива конституционного пересмотра принадлежит не только парламентариям, но и главе государства, который действует от имени правительства.

2. Процедуру конституционного пересмотра можно разделить на два этапа – принятие поправок парламентом и их ратификация. Во Франции после принятия поправок к конституции президент республики проводит референдум или собирает конгресс с участием членов обеих палат парламента (ст. 89 Конституции). В Греции поправки должны быть приняты парламентом (ст. 110 Конституции). Особенности пересмотра полного текста или наиболее существенных частей Конституции Болгарии заключаются в том, что парламент может быть распущен и собирается Великое народное собрание, которое производит пересмотр, после чего распускается и на смену ему приходит обычный парламент, (ст. 153–163 Конституции).

3. Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок, как правило, сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения.

4. Для подготовки конституционных поправок иногда создаются специальные органы (например, в Австралии в 1958 г. был утвержден специальный консультативный орган, который предварительно рассматривал проекты поправок, в Финляндии и Швеции парламенты образуют конституционные комиссии из своих членов).

5. В большинстве стран в процедуре изменения конституции обязательно принимает участие глава государства, который имеет право вносить поправки.

6. В ряде стран действует "народная инициатива" как возможность инициировать поправки к Конституции. В Австрии и Швейцарии для этой цели требуется не меньше 100 тыс. подписей избирателей, в Италии – не менее 50 тыс.

Выводы

1. Конституция – основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченным государственным органом (парламентом, учредительным собранием) или народом на референдуме и регулирующий самые стабильные и важные общественные отношения: права и свободы человека, устройство государства.

2. Основные черты конституции:

• основополагающий характер, который состоит в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные и носит обобщающий характер;

• народность, состоящая в том, что она должна закреплять общественные отношения, отвечающие менталитету и стремлениям данного парода; исходить от парода; приниматься пародом непосредственно либо через своих представителей;

• реальность, которая означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. В противном случае конституция будет фиктивным документом, не имеющим авторитета в народе, и не будет соблюдаться.

3. Функции конституции – различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства.

Основные функции любой конституции:

• учредительная;

• организаторская;

• внешнеполитическая;

• идеологическая;

• юридическая.

4. Юридические свойства конституции – ее признаки как основного закона государства. Выделяют следующие основные свойства конституции:

• основной закон государства;

• юридическое верховенство;

• база текущего законодательства;

• особый порядок ее принятия и изменения.

5. Основные способы принятия конституции:

• парламентом;

• народом па референдуме;

• учредительным собранием;

• октроированием.