Способы и приемы эмоциональной саморегуляции

Современная культура активно вторгается в эмоциональный мир человека. При этом наблюдаются два, на первый взгляд, противоположных, мо. но суш. взаимосвязанных процесса - повышение эмоциональной возбудимости и распространение апатии. Когда утрачивается контроль над эмоциями, и умеренные их проявления все чаще сменяются крайностями - это свидетельство явного неблагополучия в эмоциональной сфере.

Современные психологи, опираясь на многолетний опыт научного изучения человеческих эмоций, как правило, признают необходимость их рациональной регуляции.

Польский ученый Я. Рейковский подчеркивает: "Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так". Как видим, по мнению Рейковского, эмоции не должны брать верх над разумом. По посмотрим, как он оценивает эту ситуацию с точки зрения возможностей разума изменить положение дел: "Вплоть до настоящего времени люди были способны лишь констатировать расхождение между "голосом сердца и голосом разума", но не могли его ни понять, ни устранить".

Приходится лишь согласиться с Я. Рейковским, что разумно управлять своими эмоциями мы еще не научились. Да и как управлять, когда эмоций много, а разум в лучшем случае один. Нс обладая присущей разуму логикой в решении проблемных ситуаций, эмоции берут другим - своеобразной житейской изворотливостью, которая позволяет проблемную ситуацию превратить в беспроблемную. Психологи установили, что эмоции дезорганизуют ту деятельность, в связи с которой они возникли. Например, страх, возникший с необходимостью преодолеть опасный участок пути, нарушает или даже парализует движение к цели, а бурная радость по поводу успеха в творческой деятельности снижает творческий потенциал. В этом проявляется неразумность эмоций. И вряд ли они уцелели бы в соперничестве с разумом, если бы не научились побеждать "хитростью".

Так, страх останавливает перед труднодостижимой целью, но придает сил и энергии для бегства от подстерегающих на пути к ней опасностей; гнев позволяет сметать преграды, которые не удается разумно обойти; радость дает возможность удовлетвориться тем, что уже есть, удерживая от бесконечной гонки за всем, чего еще пет.

Эмоции - эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум. Поэтому они выбирают и более простые пути решения жизненных ситуаций. Тому, кто последует их "совету", эмоции добавляют энергии, поскольку они напрямую связаны с физиологическими процессами, в отличие от разума, которому подчиняются отнюдь нс все системы организма. Под сильным воздействием эмоций в организме происходит такая мобилизация сил, которую разуму не вызнать пи приказами, ни просьбами, ни понуканиями.

Потребность разумно управлять своими эмоциями возникает у человека отнюдь не потому, что его не устраивает сам факт появления эмоциональных состояний.

Нормальной деятельности и общению в равной мере препятствуют и бурные, неуправляемые переживания, и безразличие, отсутствие эмоциональной вовлеченности. Неприятно общаться и с тем, кто "страшен в гневе" или "неистов в радости", и с тем, чей потухший взор свидетельствует о полном безразличии к происходящему. Интуитивно люди хорошо чувствуют "золотую середину", которая обеспечивает наиболее благоприятную атмосферу в различных ситуациях общения. Вся наша житейская мудрость направлена против эмоциональных крайностей. Если горе - "не надо слишком убиваться", если радость - "не очень-то радуйся, чтобы потом не плакать", если отвращение - "не будь чересчур привередливым", если апатия - "встряхнись!"

Подобными рекомендациями мы щедро делимся друг с другом, поскольку хорошо осознаем, что неуправляемые эмоции могут нанести ущерб и самому человеку, и его взаимоотношениям с окружающими. Увы, мудрые советы редко находят отклик.

Трудно ожидать, что человек прислушается к голосу чужого разума, когда и свой собственный оказывается бессильным. Да и говорят эти голоса одно и то же: "Нужно держать себя в руках", "Не следует поддаваться слабости" и т.п. Подавляя эмоции "в приказном порядке", мы чаще всего достигаем противоположного эффекта - возбуждение усиливается, а слабость становится непереносимой. Не справляясь с переживаниями, человек пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся страсти обрушиваются на собственный организм, нанося ему удары, от которых он долго не может оправиться.

Американский психолог Р. Холт доказал, что невозможность выразить гнев приводит к последующему ухудшению самочувствия и состояния здоровья. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний как гипертония, язва желудка, мигрень и пр. Поэтому Холт предлагает выражать гнев, но делать это конструктивно.

Как же сохранить контроль над интенсивностью чувства, если первое, что утрачивается в гневе,- это способность управлять своим состоянием? Потому мы и не даем волю своим эмоциям, что не уверены в возможности сохранить контроль над ними и направить их в конструктивное русло. Есть и другая причина излишней сдержанности - традиции, регулирующие эмоциональные проявления.

Традиционная сдержанность японцев в публичном выражении чувств в настоящее время воспринимается ими как возможный источник возрастающего эмоционального напряжения. Не случайно им принадлежит идея создания роботов, выполняющих функции "козла отпущения". В присутствии человека, бурно выражающего свой гнев, такой робот униженно кланяется и просит прощения, что предусмотрено заложенной в его электронный мозг специальной программой. Хотя цепа этих роботов весьма высока, они пользуются большим спросом.

Как видим, человеку слишком часто приходится подавлять эмоции - как по индивидуальным соображениям, так и следуя традициям. Он поступает разумно в той мере, в какой ему необходимо сохранять нормальные отношения с окружающими, и вместе с тем его действия неразумны, поскольку наносят ущерб здоровью и психологическому состоянию.

Люди давно пытались найти способы воздействия на свой эмоциональный мир. Такова система регуляции эмоций, основанная на гимнастике йогов.

Наблюдательные члены этой индийской секты заметили, что при неприятных эмоциях дыхание становится стесненным, поверхностным или прерывистым, возбужденный человек принимает позы с чрезмерно повышенным тонусом мускулатуры. Установив связь между позой, дыханием и переживаниями, йоги вы работаете и ряд физических и дыхательных упражнений, овладение которыми позволяет избавляться от эмоциональной напряженности.

Однако философская концепция йогов такова, что целью постоянного упражнения является не разумный контроль над эмоциями, а избавление от них в стремлении достигнуть полной безмятежности духа. Отдельные элементы системы йогов использовались при создании современного метода психологической саморегуляции - аутогенной тренировки1.