Способы погашения дефицита государственного бюджета

Каковы же способы погашения бюджетного дефицита? Воздействие бюджетного дефицита на уровень экономической активности определяется способами его финансирования, в числе которых можно выделить основные:

• монетизация (выпуск новых денег);

• выпуск займов;

• рост налоговых поступлений.

Монетизация осуществляется в форме эмиссии наличных денежных средств, а также в некоторых других формах, таких как кредиты центрального банка государственным предприятиям на льготных условиях. К ним относится также отсрочка платежей государства за приобретенные товары и услуги. Если их поставщиками являются государственные предприятия, то нередко дефициты накапливаются, что увеличивает дефицит государственного бюджета. Если же товары и услуги поставляет частный сектор, то цены на них заранее завышаются, что ведет к повышению темпов инфляции.

В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, вследствие чего происходит усиление инфляционных процессов. Фактически через растущие цены осуществляется перераспределение доходов экономических субъектов в пользу государства.

Повышение темпов инфляции побуждает налогоплательщиков затягивать сроки внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, поскольку деньги обесцениваются и налогоплательщики получают реальную выгоду, уплачивая налоги через некоторое время более "дешевыми" деньгами, что способствует увеличению дефицита государственного бюджета.

Выпуск займов, или долговой способ финансирования бюджетного дефицита, создает отсрочку роста цен. Государство размещает свои обязательства в центральном банке, а также среди коммерческих банков и населения. В экстремально неблагоприятных условиях государство может прибегнуть к принудительным займам под низкие процентные ставки, что, по сути, превращается в механизм дополнительного налогообложения.

Государство, выходя на денежный рынок с целью размещения займов, вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частным сектором. В результате увеличения спроса на денежные средства процентная ставка растет, что способствует вытеснению с денежного рынка частных инвесторов. Инвестиции в частном секторе сокращаются, потребительские расходы уменьшаются. Имеет место так называемый эффект вытеснения, снижающий стимулирующую роль фискальной политики.

Чем в большей степени реакция центрального банка и финансовых рынков приводит к ужесточению кредита, тем больше будет указанный эффект. В целом же интенсивность и масштабы действия эффекта вытеснения частных инвесторов зависят от целого комплекса факторов, таких как величина сбережений, инфляционные ожидания экономических субъектов, характер проводимой денежно-кредитной политики, динамика валютных курсов и т.д. Поэтому последствия воздействия бюджетного дефицита на инвестиционную активность в экономике не могут быть однозначно предсказуемы.

Финансирование дефицита государственного бюджета путем увеличения налоговых поступлений предполагает, как правило, снижение ставок налогообложения для достижения ими оптимального уровня, что позволит в перспективе расширить базу налогообложения, что соответствует эффекту Лаффера.

В коротком периоде снижение налоговых ставок может привести к увеличению бюджетного дефицита вследствие сокращения налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, снижение налоговых ставок приведет к повышению спроса на денежные средства. При неизменном их предложении произойдет повышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора. Можно также отметить ослабление эффекта действия встроенных стабилизаторов.

Концепции бюджетной политики. Существуют различные концептуальные подходы к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход состоит в необходимости полного ежегодного покрытия государственных расходов доходами. Простота и очевидный экономический смысл делают данную концепцию привлекательной. Вместе с тем требование ежегодной сбалансированности противоречит необходимости проведения антициклической политики, поскольку значительно снижает ее действенность.

Так, если экономика находится в фазе кризиса, то безработица растет, доходы экономических субъектов снижаются, снижаются налоговые поступления. В целях недопущения бюджетного дефицита правительство должно усилить налоговый пресс или сократить государственные расходы, либо применить эти меры одновременно. В результате совокупный спрос сократится, что приведет к еще большему углублению кризиса.

Если же экономика находится в фазе подъема, когда возрастают доходы и налоговые поступления, то в целях предотвращения возможного профицита бюджета правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать данные меры в комплексе, что может привести к инфляционному перегреву экономики.

Второй подход основан на необходимости балансирования бюджета в масштабах экономического цикла. Поэтому в период спада правительство должно сознательно допускать дефицит бюджета, снижая налоги и увеличивая государственные расходы. В период подъема предполагается наличие профицита, образующегося в результате увеличения налогов и сокращения государственных расходов. Профицит может быть использован для покрытия дефицита, образовавшегося в период спада. Балансирование бюджета в ходе экономического цикла не противоречит проведению антициклической политики.

Подъемы и спады в экономическом цикле по продолжительности и глубине не могут быть одинаковыми хотя бы потому, что на характер протекания восьмилетних циклов деловой активности оказывают влияние большие волны Кондратьева. В условиях повышательной волны фазы подъема более выражены и продолжительны, чем фазы спада, а в условиях понижательной волны спады дольше и глубже последующих подъемов. Поэтому в первом случае вероятнее возникновение профицита бюджета, а во втором – его дефицита.

Согласно третьему подходу цель государственных финансов – не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удается достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета экономически оправданно. Наращивание экономического потенциала, повышение доходов увеличит налоговую базу, что приведет к увеличению налоговых поступлений, расширению доходной части бюджета, более полному выполнению государством его функций в рыночной экономике. Для богатой экономики последствия постоянного наличия бюджетного дефицита и, соответственно, возрастающего в определенных пределах государственного долга не столь опасны.