Способы отбора экспериментальных групп

Методы отбора экспериментальных групп должны гарантировать правомерность распространения результатов эксперимента на генеральную совокупность. Допустим, необходимо экспериментально исследовать уровень устойчивости населения города к некоторому методу политической агитации, и для эксперимента отбираются несколько студенческих групп, предположив, что это простой и удобный способ собрать достаточное количество участников. Естественно, выводы такого эксперимента нельзя будет распространять на остальную часть населения – другие категории населения могут обладать существенно другими социально-экономическим положением, жизненным опытом и т.д.

Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. При этом методе из генеральной совокупности отбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным характеристикам, но различались по факторным. Для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время измеряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

Метод структурной идентификации используется как в линейном, так и в параллельном эксперименте.

В линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой модель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Такой отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. Исследователь задает определенные пропорции между разными категориями респондентов, которые необходимо выдержать. Генеральная совокупность сначала разделяется на непересекающиеся группы. Затем пропорционально из каждой группы выбираются единицы наблюдения. Например, для эксперимента принципиален пол, а в качестве генеральной совокупности выступают жители города. Как установлено, в городе проживает 55% мужчин и 45% женщин. Необходима выборка из 300 человек. Тогда отбираются 165 мужчин и 135 женщин.

В параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп. Например, численность двух групп составляет соответственно 100 и 180 человек. Известно, что в первой, экспериментальной, группе 70% мужчин и 30% женщин (70 и 30 человек соответственно). Во второй, контрольной, группе их доли равны (по 90 человек). Допустим, нужно по характеристике "пол" привести структуру контрольной группы в соответствие со структурой экспериментальной группы. Легко определить, что контрольная группа должна включать 120 человек – 84 мужчины и 36 женщин.

Метод случайного отбора отличается тем, что каждый представитель генеральной совокупности имеет равные шансы оказаться в роли испытуемого. Обоснование метода – факт, что процент лиц, обладающих определенным свойством в выполненной выборке, с высокой вероятностью будет близок к такому проценту в генеральной совокупности, если каждый участник выборки был взят наугад, а размер выборки достаточно велик. Как правило, метод случайного отбора используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен) численности экспериментальной группы.

Этические аспекты эксперимента

Нередко социологи, социальные психологи и иные исследователи в сфере общественных и гуманитарных наук оказываются в этически "серой" зоне, когда планируют проведение экспериментов, требующих от участников активной умственной деятельности, эмоционального напряжения. Для большей реалистичности исследователи нередко вынуждены прибегать к обману, чтобы испытуемые не знали о своей вовлеченности в эксперимент или не были осведомлены о каких-то деталях эксперимента. Экспериментаторы часто заинтересованы в том, чтобы участники эксперимента не узнали, каких результатов они ждут, и чтобы не начали "подыгрывать" исследователям, желая быть "хорошими испытуемыми", или, напротив, будучи в дурном расположении духа, не стали действовать им "назло".

Для социологов важно также соблюдать строгую конфиденциальность – сохранять в тайне ту информацию, которая может повредить людям, находящимся в роли обследуемых. Для иллюстрации данного правила обычно ссылаются на изучение различного рода девиаций – гомосексуализма, наркомании, проституции и др. Работу исследователя нельзя отождествлять с работой следователя, но определенное сходство в их работе существует[1]. Экспериментатор должен быть достаточно информативным и деликатным, чтобы после эксперимента мнение людей о самих себе как минимум не стало хуже того, которое было до эксперимента. Например, крайне сомнительно проведение эксперимента, в результате которого испытуемый станет чувствовать себя дискриминируемым по некоторому признаку, скажем, сексуальной ориентации. Такое может быть, если недостаточно ответственно подойти к разъяснению эксперимента испытуемому. Оптимальным вариантом является предоставление некоторой информации участникам эксперимента, например, информирование их о целях исследования. При уважительном отношении лишь немногие участники экспериментов возражают против своего участия[2]. Также в подобных исследованиях, когда представителей совокупности трудно отобрать из-за сложности их выявления или из-за малочисленности самой группы, возможно применение метода "снежного кома".

Существует еще ряд рекомендаций этического характера.

1. Сообщайте потенциальным испытуемым столько сведений об эксперименте, сколько нужно для того, чтобы их согласие на участие в эксперименте было согласием, основанным на информированности.

2. Будьте правдивыми, прибегайте к обману только тогда, когда это необходимо и оправдано значимостью цели, а не просто для того, чтобы заручиться их согласием на участие в эксперименте.

3. Защищайте людей от возможных негативных последствий и существенного дискомфорта.

4. Не разглашайте информацию об участниках эксперимента.

5. По окончании эксперимента предоставьте участникам полную информацию о нем, в том числе и об обмане, если таковой имел место.

Исключение из этого правила составляют только те случаи, когда информация о результатах может в некотором смысле навредить участникам, в том числе их психологическому состоянию.