Лекция 14. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРАНИЦАХ

Если то, о чем вы говорите, можно измерить и выразить в цифрах, значит, вы действительно знаете, о чем говорите.

Уильям Томпсон

При всех общих теоретических постулатах существенную роль для деятельности коммуникатора играет сама организация информационных институтов в той или иной стране.

В рамках отдельных государств за время существования прессы сложились определенные системы ее организации. По форме собственности эта сфера производства может быть государственной, государственно-кооперативной, акционерной, общественной, частной. Эксперты ООП проанализировали, кто владеет пятью крупнейшими газетами и вещательными станциями в 97 странах мира: 29% крупнейших газет мира принадлежат государственным структурам, 57% находятся в семейной собственности. Для радиостанций эта пропорция такова: 72% крупнейших радиостанций – государственные и 24% – семейные. Для телевидения данные показатели составляют 60 и 34% соответственно[1].

Для рамок национальных границ существенно также участие в этом производстве своего или иностранного капитала.

Для радио и телевидения существует проблема разделения па вещательные и передающие системы. Для последних важно распределение частот вещания, которое остается прерогативой государства и всегда осуществляется с помощью лицензий.

По локальности наиболее распространено деление прессы на общенациональную и местную. Вариации в этом ряду отражают традиционные государственные подразделения или их наименования.

Группировка по ориентации на аудиторные группы может отражать несколько срезов анализа. Во-первых, это могут быть так называемые качественные и популярные издания, отличающиеся друг от друга уровнем отражения действительности, степенью аналитичности издания наряду с его информационной насыщенностью, набором сфер, которые оказываются предметом внимания информационного органа. Еще три атрибута помогают отличить качественную газету от массовой: внешний вид, ОГЛАВЛЕНИЕ и стиль. Одни темы попадают в качественные издания, другие – в массовые. Важно также обращение с фактами. Качественная газета – это прежде всего осторожное обращение с фактами, четкое отделение факта от его комментария. М. Бергер, российский журналист, выстраивал перед студентами факультета журналистики МГУ свой ряд признаков качественного издания: нет порнографии, нет заказных статей, плюрализм в дискуссии, качество источников информации, уважение к человеку как принцип деятельности журналиста. Сюда можно еще прибавить анализ и критический взгляд на действительность и возникающее как следствие доверие читателей.

На сегодня качественные газеты – это бренд. Именно у них есть шанс остаться в мировом информационном пространстве, хотя весь остальной газетный рынок постепенно угасает. Секрет выживаемости таких газет заключается в их узнаваемости. От 70 до 80% стоимости газеты составляет ее марка, остальное приходится на материальные и финансовые активы, хотя качество газеты чрезвычайно трудно оценить. В США, например, критерием качества считается количество Пулитцеровских премий, полученных журналистами за период с 1985 г. (абсолютным лидером по их количеству является New York Times (33), следом идет Washington Post (22), третьей – Los Angeles Times (18)).

По мнению аналитиков, качественные газеты смогут и дальше развиваться – у них обязательно будет аудитория, если они будут печатать оригинальные истории, а новостей в газетах будет меньше[2]. Исследователи организации Free Press призывают официально признать качественную журналистику общественным достоянием, жизненно важным для страны и ее демократического устройства, и разработать национальную стратегию ее сохранения и развития: "Гарантия свободы прессы априори предполагает ответственность властей за содействие максимально широкому распространению различных точек зрения". В докладе рассматриваются разные варианты государственной политики на этот счет вплоть до субсидирования зарплат журналистов, потому что их работа (разумеется, качественная) "более ценна для страны, чем для рекламодателей", а редакции "не в состоянии платить журналистам суммы, хотя бы приближающиеся к реальной ценности их усилий для общества"[3].

Помимо деления на качественные и популярные издания группировка но ориентации на аудиторные группы предусматривает модификации массовых и партийных изданий. Есть также разделение изданий по принципу массовые – тематические (спорт, транспорт, сад и огород и т.д.). В списке наиболее существенных критериев для типологии прессы язык (наличие других, кроме языка титульных наций источников информации) и распространенность в национальных границах.