Способы измерения денежной массы

Основой государственного регулирования экономики является кредитно-денежная политика, проводником которой выступает Банк России. Важная проблема денежно-кредитной политики – определение количества денег, необходимых в обороте, для чего используются показатели "денежная масса" и "денежная база".

Денежная масса представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег используются специальные денежные показатели – денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке.

Денежный агрегат – это специфическая группировка ликвидных активов, служащих измерителем денежной массы.

В разных странах используются разные денежные агрегаты – от самого узкого ("денежная база" в Швейцарии) до широкого показателя ликвидности в Англии и "всего объема кредита" в Италии. В России используются денежные агрегаты, принятые в мировой практике: М0, М1, М2, Mv L. Но использование этих показателей в России имеет свою специфику (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Методика исчисления денежных агрегатов в США и РФ

США

Российская Федерация

М0 = Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассах юридических лиц

М1 = М0 + Вклады до востребования + Другие чековые вклады

М1 = М0 + Средства юридических лиц на расчетных, текущих счетах + Вклады до востребования

М2 = М0 + Мелкие срочные вклады (до 100 000 долл.) + Бесчековые сберегательные счета + Однодневные соглашения об обратном выкупе и т.п.

М2 = М1 + Срочные вклады населения в в коммерческих банках + Срочные вклады юридических лиц в коммерческих банках

М3 = М2 + Крупные срочные вклады + Срочные соглашения об обратном выкупе и др.

М3 = М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающихся займов и др.

L = М3 + Коммерческие бумаги, казначейские векселя, сберегательные облигации и др.

Сравнение денежных агрегатов США и России показывает, что российские денежные агрегаты менее ликвидны, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Существенно различаются они и по структуре. Тем не менее, российские денежные агрегаты аналогичны агрегатам в странах с развитой рыночной экономикой но степени убывания ликвидности при переходе от одного агрегата к другому.

В Российской Федерации используется также денежный агрегат М2Х – "широкие деньги", который равен сумме М2 и всех видов депозитов в иностранной валюте.

Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель М0, для измерения количества платежных средств – М1, для измерения функции денег как средства накопления – М2.

В России показатель М2 за 1994–2010 гг. существенно увеличился (табл. 1.2).

Коэффициент монетизации, определяемый как отношение объема М2 ВВП, сократился с 62,4% в 1990 г. до 13,8% в 2001 г. В 2002–2010 гг. продолжился его рост. Но все равно в России он примерно в 4 раза меньше, чем в развитых странах.

В общей массе денег преобладают безналичные средства, их доля увеличивалась вплоть до 2000 г. В 1999 г. наметилась тенденция роста доли наличных денег, что явилось следствием кризиса 1998 г. С 2000 г. рост доли безналичных средств продолжился и составил 74,3% на начало 2010 г. Исключением стал кризисный 2009 г., когда доля наличных средств в обороте вновь выросла. Однако заметим, что доля наличных денег в России по-прежнему велика, в странах с развитой рыночной экономикой она не превышает 15%.

В 1997–2001 гг. экономика России устойчиво насыщалась деньгами за счет выплат задолженности по заработной плате, пенсиям. Это проявилось в тенденции замедления скорости обращения денег (ВВП / МЛ. к началу октября 2001 г. она снизилась до 7,2 против 10,4 в 1995 г. В 2002–2007 гг. скорость обращения денег продолжала снижаться. Замедление скорости обращения денег имело место и в кризисные 2008–2009 гг.

В случае сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры рубль будет укрепляться, экономические агенты будут отдавать предпочтение активам в рублях, будут расти вклады в национальной валюте и увеличиваться их срочность, что придаст дополнительный импульс интенсивному снижению скорости обращения денег и росту спроса на них.

Таблица 1.2

Структура и динамика денежной массы в Российской Федерации за 1994–2010 гг. (на 1 января)

Показатели

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Объем М2 – всего, млрд руб.

33,2

97,8

220,8

295,2

384,5

Доля наличных денег, %

40,1

37,3

36,6

35,2

33,9

Доля безналичных средств, %

59,9

62,7

63,4

64,8

66.1

Показатели

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Объем М2 – всего, млрд руб.

714,6

1612,6

2134,5

3212,6

4363,3

Доля наличных денег, %

37,9

36,4

35,8

35,7

35,2

Доля безналичных средств, %

62,1

63,6

64,2

64,3

64,8

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Объем М2 – всего, млрд руб.

6044,7

8995,8

13 272,1

13 493,2

15 697,7

Доля наличных денег, %

33,2

31,0

27,2

28,1

25,7

Доля безналичных средств, %

66,8

69,0

72,8

71,9

74,3

Для измерения количества денег в обращении используется также денежная база. В ее состав (широкое определение) входят следующие элементы:

– суммы наличных денег в обращении, включая остатки средств в кассах коммерческих банков;

– средства на счетах обязательных резервов кредитных организаций в Банке России;

– средства на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России;

– вложения кредитных организаций в облигации Банка России;

– иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте РФ.

Денежная база в узком определении включает только первые два элемента из вышеперечисленных.

Об изменении объема денежной базы (узкое определение) в России за 1998–2010 гг. свидетельствуют данные табл. 1.3.

Таблица 1.3

Динамика денежной базы в Российской Федерации за 1998–2010 гг.

Денежная

база

01.01.1998 г.

10.01.2000 г.

03.01.2001 г.

01.01.2002 г.

В млрд руб.

164.5

309,2

519,6

717,2

В % к предыдущему году

100

188,0

168,0

138,0

Денежная

база

01.01.2003 г .

01.01.2004 г .

01.01.2005 г .

01.01.2006 г .

В млрд руб.

935

1399

1740

2299

В % к предыдущему году

130,4

149,6

124,4

132,1

Денежная

база

01.01.2007 г .

01.01.2008 г.

01.01.2009 г .

01.01.2010 г .

В млрд руб.

3208,0

4269,1

4392,0

4716,0

В % к предыдущему году

139,5

133.1

102,9

107,4

Денежная

база

01.01.2011 г . (план)

01.01.2012 г . (план)

01.01.2013 г. (план)

01.01.2014 г . (план)

В млрд руб.

5922

6379-7068

7050-8224

7717-9320

В % к предыдущему году

125,6

108-109

111-116

109-113

За 1998–2009 гг. денежная база выросла в 28,7 раз. Самыми низкими темпы роста денежной базы были в годы финансового кризиса (2008–2009 гг.).

Темпы прироста денежной массы и денежной базы, отражающие динамику спроса и предложения на деньги, резко колеблются по годам. Проанализируем эти темпы за 1998–2010 гг. На 01.09.1998 г. объем денежной массы М2 составил 343,6 млрд руб. против 384,5 млрд руб. на 1 января того же года. Сокращение агрегата М2 означало перевод денег в иностранную валюту, а также значительный отзыв вкладов из банков, что было вызвано обострением финансового кризиса в августе 1998 г. В 1999 г. прирост М2 планировался в размере 18–26%, фактический прирост за 9 мес. 1999 г. составил 33,2%, что было вызвано приростом ВВП на 3,2% вопреки прогнозу экономического спада на 2%, ростом цен на экспортные товары и быстрым увеличением остатков средств на счетах экспортеров, ростом доли денежных расчетов в общей массе платежей и сокращением неденежных форм расчетов, снижением просроченной задолженности по заработной плате и пенсиям. Структура М2 изменилась также за счет роста доли депозитов организаций и срочных депозитов физических лиц, а также за счет сокращения доли транзакционных издержек.

На 2000 г. был запланирован прирост денежной массы на 21–25%, фактически он составил за 9 мес. того же года 40,8%. Более высокие темпы роста М2 были обусловлены увеличением ВВП на 7,7% против прогноза в 1,5%, значительным улучшением торгового баланса России вследствие роста мировых цен на сырье и энергоносители, усилением контроля за репатриацией экспортной выручки, сдерживанием чрезмерного укрепления рубля. Положительные изменения произошли в структуре М2 за счет изменения остатков на счетах юридических лиц, срочных депозитов юридических и физических лиц, что свидетельствует о наличии у организаций относительно свободных денежных средств. Уровень монетизации экономики увеличился в 2000 г. незначительно.

При значительном уровне инфляции процесс повышения степени насыщенности деньгами не может быть более быстрым. Экономика должна быть готова к эффективному поглощению денежного предложения. Это обусловило снижение темпов роста М2 в 2001–2002 гг. В 2001 г. М2 увеличился на 23,6%. В 2002 г. был запланирован темп прироста М2 в размере 22–28%, фактический темп был близок к верхней границе запланированного.

В 2003 г. намечалось увеличить денежную массу на 20–26%, фактический ее прирост составил 51%. Это было вызвано тем, что макроэкономическая ситуация в этом году принципиально отличалась от базового сценария. Прежде всего сказался рост цен на нефть на мировом рынке и быстрый рост по этой причине золотовалютных резервов Банка России. Кроме того, важную роль сыграли ускорение темпов экономического роста и падение процентных ставок на мировых рынках капитала, ослабление доллара США относительно ведущих мировых валют, результатом чего стал приток капитала в российскую экономику.

Похожая ситуация сложилась с приростом денежной массы и в 2004 г. На 2004 г. был запланирован ее прирост на 25%. Однако макроэкономическая ситуация развивалась по иному сценарию. Темп роста ВВП (7,9%) превысил запланированный (5,2%). Имел место резкий рост цен на нефть на мировом рынке, что обеспечило увеличение золотовалютных резервов и предложения денег, привело к укреплению рубля. За 2004 г. прирост М2 составил 36%.

Анализ темпов прироста денежной массы за 2002–2004 гг. свидетельствует о нестабильности спроса на деньги, причиной которой является неопределенность динамики цен на нефть, обменных курсов валют на мировых рынках и движения капиталов, сильная изменчивость предпочтений экономических агентов относительно вложений средств в активы в иностранной или национальной валюте. Все это говорит о высокой чувствительности денежной массы к валютному компоненту. Вышеназванные факторы значительно затрудняют прогнозирование динамики показателей денежного обращения. В связи с этим при формировании денежно-кредитной политики на 2005 г. Банк России использовал уже пять сценариев экономического развития страны против двух в 2002–2004 гг.

На 2005 г. был запланирован рост спроса на деньги (М2) в диапазоне от 20 до 32%, фактический рост за 9 мес. 2005 г. составил 21,3%. В 2006 г. соответственно – 36–39 и 28,3%, а в 2007 г. – 37-39 и 27,8% . В 2005-2007 гг. происходил быстрый рост спроса на деньги, основными причинами которого стали высокие темпы экономического роста, укрепление рубля на внутреннем валютном рынке, ускорение дедолларизации экономики, увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, высокие темпы роста кредитования нефинансовых организаций и физических лиц. Дедолларизация экономики нашла выражение в сокращении объема продаж иностранной валюты нефинансовым организациям и физическим лицам, в замедлении темпов роста депозитов в иностранной валюте, в снижении удельного веса этих вкладов в структуре денежной массы. Рост спроса на деньги был также вызван расширением кредитования реального сектора экономики. Особенно высокими были темпы роста кредитов физическим лицам: за 9 мес. 2006 г. они возросли в 1,9 раза, за 4 мес. 2007 г. – в 1,7 раза.

В 2005–2007 гг. Банк России принимал меры по ограничению роста денежного предложения за счет использования различных стабилизационных инструментов. В их числе следует отметить пополнение стабилизационного фонда, повышение процентных ставок по депозитным операциям, рост операций с облигациями Банка России, повышение нормативов обязательных резервов и коэффициента усреднения этих резервов. Для пополнения ликвидности банковского сектора Банк России проводил аукционы прямого РЕПО, выдавал кредитным организациям кредиты "овернайт", ломбардные кредиты, снижал ставку рефинансирования (дважды в 2006 г. и дважды в 2007 г. – с 12% в 2006 г. до 10% годовых в 2007 г.).

В 2008 г. картина резко изменилась в связи с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках и в экономике России. Резко снизились темпы роста спроса на деньги: прирост М2 за 9 мсс. 2008 г. составил 8,3% против 27,8% за тот же период 2007 г., т.е. снизился более чем в три раза. Причинами такого снижения стали: уменьшение темпов экономического роста, всплеск инфляции, замедление дедолларизации экономики, существенное снижение темпов роста цен на активы (на рынке жилья и рынке ценных бумаг), прекращение кредитования на внешних рынках, снижение объемов выдаваемых кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам. С августа 2008 г. начался масштабный отток капиталов из России. Резко снизилась банковская ликвидность, совокупные резервы кредитных организаций сократились на 22%. Ухудшилось функционирование финансового и фондового рынка России. Сложилась критическая ситуация на рынке ценных бумаг.

В условиях кризиса главной целью Банка России стало поддержание финансовой стабильности. Для достижения этой цели Банк России:

– резко снизил нормативы обязательных резервов (на 4% по каждой категории резервируемых обязательств), провел в сентябре – октябре 2008 г. внеочередное регулирование обязательных резервов по вновь установленным нормативам, результатом которого стало перечисление соответственно 262 и около 100 млрд руб. на счета кредитных организаций;

– повысил коэффициент усреднения величины обязательных резервов до 0,6;

– снизил процентные ставки по ломбардным операциям и операциям прямого РЕПО;

– увеличил сроки ломбардных кредитов.

Были также приняты меры по сокращению оттока капиталов из России: повышены процентные ставки по сделкам "валютный своп", по депозитным операциям Банка России.

В условиях кризиса возрос спрос на рубли. Для его удовлетворения Банк России использовал операции прямого репо, внутридневные кредиты, кредиты "овернайт", ломбардные кредиты, валютные свопы. Центробанк кредитовал кредитные организации под залог векселей, прав требования по кредитным договорам, поручительства кредитных организаций, имеющих международный рейтинг.

В III квартале 2008 г. Банк России совместно с Федеральным казначейством и Минфином России использовал механизм размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты коммерческих банков. Лимиты этого размещения были увеличены в сентябре 2008 г. с 625 до 1232 млрд руб., также были увеличены и сроки размещения.

С октября 2008 г. были приняты следующие дополнительные меры:

– Внешэкономбанку дано право предоставлять кредитным и нефинансовым организациям кредиты и займы в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов (не более 50 млрд долл. на один год);

– Банку России дано право компенсировать часть убытков, возникших у коммерческих банков по кредитам, выданным другим кредитным организациям, у которых были отозваны лицензии;

– начато поэтапное предоставление субординированных кредитов коммерческим банкам РФ на общую сумму до 950 млрд руб. на срок до 31.12.2019 г. (в том числе Сбербанку России – на сумму не более 500 млрд руб., Внешэкономбанку – на сумму не более 450 млрд руб.);

– Банку России дано право давать кредиты без обеспечения российским кредитным организациям на срок не более 6 мес.

В 2009 г. рост спроса на деньги существенно замедлился из-за снижения ВВП (на 10,4% за первое полугодие 2009 г.), дефицита федерального бюджета (4,7% к ВВП за первое полугодие 2009 г.), снижения темпов роста цен на активы, девальвации национальной валюты, обмена рублей на иностранную валюту. В результате прирост М2 в рублях за 9 мес. 2009 г. был отрицательным. Существенно сократился объем выдаваемых кредитов. Резко выросла задолженность по банковским кредитам нефинансовых организаций и населения. У банков выросли резервы на возможные потери по ссудам. Имел место высокий спрос на ликвидность у кредитных организаций. В апреле 2009 г. возобновились операции по размещению временно свободных средств федерального бюджета на депозиты коммерческих банков. Принято решение об использовании средств резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. Банк России выдавал кредиты "овернайт", ломбардные, внутридневные, кредиты без обеспечения, кредиты, обеспеченные нерыночными активами, проводил операции валютный свои, прямого РЕПО, операции со своими облигациями (облигациями Банка России – ОБР).

Во второй половине 2009 г. наметилось оживление экономики.

В 2010 г. острая фаза экономического кризиса была преодолена, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого экономического роста. Банк России преодолел дефицит ликвидности коммерческих банков в 2008–2009 гг., не допустил дестабилизации банковской системы. В 2010 г. производилось сворачивание антикризисных мер.

Вырос спрос на деньги. За 9 мес. 2010 г. денежная масса М2 выросла на 31,2% (ожидаемый рост за год – 26–28%). Объем иностранной валюты вне банков сократился за 9 мес. 2010 г. на 13 млрд руб., объем вкладов в иностранной валюте уменьшился на 6,1%. Сократилась стоимость заемных средств.

Снизился спрос на рефинансирование. Уменьшился объем ломбардных кредитов, объем операций репо. Не проводились операции валютный своп из-за отсутствия спроса. Приостановлена выдача кредитов без обеспечения с 01.01.2011 г. на все сроки, приостановлена выдача ломбардных кредитов на аукционной основе на срок 6 мес.

Банк России использовал инструменты абсорбирования свободных денежных средств: депозитные операции, операции с ОБР и с государственными ценными бумагами без обратного выкупа (продажа ОФЗ (облигаций федерального займа) из собственного портфеля).

В 2011–2013 гг. в соответствии с тремя сценариями изменения мировых цен на нефть (60, 75 и 90 долл. за баррель) планируется рост ВВП на 3,7–5,04%, последовательное снижение инфляции: до 6–7% в 2011 г., 5–6% в 2012 г., 4,5–5% в 2013 г. Рост денежной массы М2 составит соответственно 11–23%, 14–20%, 13–17%. Ожидается избыток банковской ликвидности. Поэтому будут использоваться традиционные инструменты абсорбирования свободных денежных средств – депозитные операции, операции с ОБР и с государственными ценными бумагами. Банк России будет осуществлять рефинансирование коммерческих банков, корректировать нормативы обязательных резервов в соответствии с изменениями на мировом рынке и в экономике России. Планируется продолжение операций по размещению средств федерального бюджета на депозиты кредитных организаций.