Спорт и его функции

Характер и уровень спорта определяются, прежде всего, социально-экономической структурой общества. Отсюда следует, что спорт не только отражает события общественной жизни, но и управляется теми же законами, что и общество в целом. Следовательно, социальная характеристика спорта является необходимым и важным элементом в стратегии идеологической борьбы.

"Физическое" проявляется, прежде всего, в организме человека. Это – его здоровье, физическое состояние, подготовленность, которые позволяют ему активно участвовать в различных сферах жизни. Физическая деятельность человека как выражение "физического" является также многообразной. Она находит место в трудовом процессе, учении, игре, общении, познании, спорте и является очень важным фактором в обеспечении гармонии процессов во внутренней среде организма (Н. Пономарев). Отсюда следует, что человеческая личность детерминирована (обусловлена) его внутренней биологической сущностью и социальной средой (т.е. системой общественных отношений, членом которых является отдельный индивид).

Физическая (двигательная) деятельность в спорте в форме специализированных физических упражнений не только развивает функции организма, но имеет отношение и к поведению личности. С ее помощью индивид готовится и к выполнению своих социальных функций. Следовательно, в основе спорта лежит не простая (свободная) физическая активность, как это отражено в "Манифесте о спорте", а осознанная, направленная деятельность человека к максимальным для него практическим результатам в отдельных видах физических упражнений. Эти результаты проявляются в соревнованиях, которые представляют сердцевину спорта, без которых он теряет свою специфическую характеристику. Именно на этих соревнованиях борьба человека со временем и с пространством или с другими себе подобными индивидами получает общественную оценку данной социальной группы или общества в целом. В этом именно состоит прикладное значение спорта, несмотря на то, что физические упражнения сами по себе не имеют практического приложения в сфере производства, т.е. не являются утилитарными. Так, социальная среда, находясь между человеком и природой, создает совершенно новые взаимоотношения между ними. С ее помощью осуществляется процесс обмена веществ, который идет в двух направлениях: от природы к человеку и, наоборот, от человека к природе. В результате этого процесса и под влиянием творческого труда как "вечно естественной необходимости" социальная среда изменяется, преобразуется и совершенствуется, и параллельно с этим она влияет на телесное и духовное развитие человека. Типичным примером в этом отношении является так называемая акселерация, которая характеризуется ускоренной активностью биологического приспособления под влиянием новых социально-экономических условий.

Однако следует отметить, что физическая деятельность, которая представляет ОГЛАВЛЕНИЕ спорта и определяет его специфику, не может быть сведена только к биологическим процессам, так как она связана со многими сторонами развития, которые напоминают о биосоциальной сущности человека. Некоторые из этих выводов нашли место в различных определениях спорта.

По мнению Цв. Желязкова, существующие различия являются неизбежными по двум причинам:

• с одной стороны, спорт является сложным и многосторонним общественным явлением, которое неизбежно ведет к акцентированию тех или иных его черт, функций и т.д.;

• с другой стороны, спорт является историческим явлением, которое находится в процессе изменения и развития. Эти изменения также находят отражение в различных определениях.

Вместе с тем следует иметь в виду, что спортивно-соревновательная деятельность является объектом исследования многих наук, что также ведет к различному подходу и оценке его сущности. Вследствие этих причин полное объяснение сущности спорта в одном определении является невозможным. Это в большей степени относится к его общественным функциям, неразрывно связанным с современной научно-технической революцией и социальным прогрессом и вытекающими из этого изменениями в жизненном статусе людей. Иными словами, постепенно превращаясь в своеобразный критерий (норму) физического развития и особенно дееспособности, спорт оказывает активное влияние на творческую работоспособность и активность человека, его долголетие и эвристические способности в различных сферах жизни, что, несомненно, поднимает выше уровень материального и духовного потенциала общества. Но, как отмечают А. Новиков и В. Гришин, становясь "биологической нормой" социальной природы человека, спорт в то же время превращается и в социальную норму, которую общество ставит перед индивидом. Таким образом, подобно другим сферам человеческой деятельности, в современном спорте как своеобразном социальном институте наступили серьезные структурные и функциональные изменения. Согласно М. А. Якобсону иерархическая структура современного спорта состоит из трех этажей:

массового или самодеятельного спорта, относящегося к физической рекреации, целью которого является развлечение, отдых и улучшение здоровья;

учебного спорта – спортивной деятельности, касающейся сферы образования и воспитания, включенного в государственные учебные программы, имеющие учебно-воспитательную цель;

большого или зрелищного спорта – спортивной деятельности, которая относится к системе национальных и международных соревнований для достижения высоких спортивных результатов, тесно связанных с одной из форм отдыха и экономической сферой услуг.

Иначе говоря, в современном спорте осуществляется своеобразное профилирование, которое изменяет как его сущность (средства, методы и форму воздействия), так и его общественные функции. Вышеперечисленные три функции современного спорта находятся в тесной диалектической зависимости. Так, например, спорт высоких достижений создается на базе массового самодеятельного спорта; размах последнего в большей степени зависит от постановки работы в учебных заведениях, армии и др. Вместе с тем популярность спорта в учебных заведениях, армии и в государстве в целом в значительной степени зависит от успехов выдающихся представителей большого спорта. Эта связь между большим, учебным и массово-рекреационным видами спорта относится соответственно и к основным социальным сферам общественной жизни – труду, образованию и отдыху. Следовательно, спорт как система общественных отношений органически связан с главными побудительными мотивами человеческой деятельности, что бесспорно поднимает его на достойное место в культуре современного общества.

Из обобщения представленного материала видно, что спорт может рассматриваться в двух аспектах:

• первое, в обобщающем аспекте, имеющем задачу раскрыть самые общие черты и функции спорта как общественного явления;

• второе, в конкретном аспекте, имеющем в качестве задачи отображение наступивших структурных и функциональных изменений в сущности спорта как состязательной (двигательной) деятельности.

Отметим еще одно важное, на наш взгляд, обстоятельство: спорт является системой общественных отношений, которая характеризуется интенсивной двигательной деятельностью (физические упражнения) для подготовки и участия в соревнованиях с целью физического и духовного совершенствования человека.

То, что раскрывает деятельную сущность спорта как основной формы современной физической культуры, является игровым, состязательным характером двигательной деятельности. Основным критерием воспитательного эффекта этой деятельности являются спортивно-технические результаты и их социальная значимость.

Интерпретируя представленные данные, можно сделать следующие заключения:

• по своему происхождению спорт тесно связан с играми, имитирующими основные формы трудовой деятельности человека;

• эффект подобной деятельности был главным критерием уровня этих способностей. Их совершенствование стимулировалось практическими нуждами общества (труд, быт, военное дело);

• общественная оценка эффекта двигательной деятельности положила начало воспитательному процессу развития и совершенствования этих способностей, как и необходимости сопоставления (измерения) индивидуальных достижений;

• появление соревнований как социальной формы утверждения общественной деятельности человека, стимулирующей высокие достижения, и положило начало спорту как общественному явлению.

Итак, спортивные достижения как непосредственная цель спортивной подготовки и соревнования, как способ общественной оценки этой деятельности являются основными компонентами в содержании спорта, которые определяют процесс индивидуального и социального развития и совершенствования двигательных возможностей человека. Согласно Г. Наталову критерием (мерой) этого развития являются объем и уровень спортивных достижений. Социальное значение спортивных достижений определяется величиной вложенного усилия, совершенством спортивной техники, тактики и представляет этически оправданную мотивировку этой деятельности. Их органическая связь наиболее выражена в сфере большого спорта.