Спортивная форма как функция тренированности

В процессе спортивной подготовки решается много задач, которые с точки зрения системного подхода могут быть объединены в два основных направления: максимальное повышение функциональных возможностей спортсмена; наиболее полное выражение этих возможностей в соревнованиях.

Комплексное решение обеих проблем лежит в основе высоких и стабильных спортивных достижений. К сожалению, в практике имеется много примеров, когда развитие функциональных возможностей не является полным или когда не выбран момент для их проявления. В первом случае очевидно речь идет о недостаточной тренированности для достижения желаемого результата. Во втором случае ясно, что хорошо тренированный спортсмен не был в хорошей "спортивной форме".

Спортивная форма спортсмена всегда была в центре внимания тренеров, но предметом специальных исследований она стала лишь в последние годы. Это является основной причиной для самых различных определений "спортивной формы". Так, например, одним из ранних представлений о спортивной форме было то, что она является таким состоянием спортсмена, которое достигается только однажды во всей его спортивной карьере. "Она показывает, – пишет М. Буаже, – апогей достижений субъекта в определенном виде спорта", при этом "не является критерием здоровья".

Диаметрально противоположной является точка зрения Д. Питерса, Д. Джонсона и Д. Эдмунсона, которые считают, что "при современных методах тренировки, особенно у легкоатлетов, которые тренируются в течение всего года, наиболее высокой или близкой к ней спортивной формой является такое состояние, которое может поддерживаться в течение всего времени". Подобным является понимание и А. Н. Крестовникова, который отмечал, что спортивная форма – такое состояние спортсмена, которое характеризуется способностью к высоким спортивным достижениям в течение продолжительного времени при частом участии в соревнованиях. Не определяя продолжительности спортивной формы, Н. Г. Озолин также считает, что она является "состоянием тренированности, которое позволяет спортсмену успешно участвовать в соревновании".

Вполне очевидно, что при этих определениях спортивная форма смешана с тренированностью, которая действительно может поддерживаться (хотя и с известными колебаниями) продолжительное время. При этом нет достаточной ясности о связи спортивной формы с достигнутыми результатами: в одних случаях говорится об успешном участии, в других – о высоких стабильных результатах, а в следующих – о поддержании высокого состояния.

Более качественно новый элемент в это понятие вносит определение С. П. Летунова, который объясняет спортивную форму как "состояние спортсмена на этапе развития тренированности, когда он подготовлен для достижения наиболее высоких спортивных результатов в определенном виде спорта". Новым в этом случае является то, что в состоянии тренированности С. П. Летунов различает этапы, которые характеризуются достижением наиболее высокого результата. Далее он дополняет, что "спортивная форма является многократно возобновляющимся периодическим состоянием".

Значительный вклад в выяснение сущности спортивной формы внес Л. П. Матвеев, который определяет ее как "состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям, которое достигается спортсменом в результате соответствующей подготовки, на каждой новой ступени спортивного совершенствования". Очень важным моментом в этом определении является то, что спортивная форма рассматривается как динамическое состояние, при этом оптимальное, т.е. наилучшее для каждой новой ступени подготовки. Из всего этого вытекает вывод, что в состоянии спортивной формы может находиться как мастер спорта, так и спортсмен, имеющий более низкие результаты.

Вполне очевидно, что в цитированных определениях имеются существенные различия, их объединяет представление, что в основе спортивной формы лежит тренированность. Безусловно, о спортивной форме можно говорить только при наличии продолжительного устойчивого состояния высокой работоспособности. Это показывает, что тренированность и спортивная форма неразрывно связаны, вследствие чего ряд авторов их отождествляют. Однако это не совсем правильно. Безусловно, что в них есть ряд общих элементов, но в то же время существуют и качественные различия, присущие каждому процессу развития и совершенствования. Итак, в основе этого феномена лежит закон о неизбежном переходе количественных накоплений в новые качественные состояния. Они находят свое выражение в состоянии оптимальной готовности, в котором представлены в синтезированном виде все стороны спортивной подготовки. Соотношение их позволяет наиболее полно материализовать весь двигательный потенциал в соответствующей спортивной технике и тактике. Все это означает, что при наличии спортивной формы движения спортсмена отличаются высоким коэффициентом полезного действия, т.е. их усилия точно согласованы во времени и в пространстве. Другими словами, спортивная форма является таким качественно новым состоянием тренированности, которое наиболее полно отражает оптимальные значения всех факторов спортивного достижения для данного этапа спортивной подготовки. Это состояние находит выражение в ряде биологических, психологических и спортивно-технических показателей, которые представляют основные критерии для контроля и оценки спортивной формы. В своей совокупности они характеризуют и тренированность, но их структурная и функциональная организации качественно различны.

С биологической точки зрения спортивная форма характеризуется следующими показателями:

• повышенной мобильностью организма – более быстрым включением в работу и переключением одного вида деятельности в другой;

• экономичностью функций, которая проявляется более конкретно в уменьшении энергетических потерь за единицу времени;

• способностью поддерживать специфическую мышечную деятельность на таком высоком уровне, который невозможен вне спортивной формы;

• ускоренным протеканием восстановительных процессов;

• полной синхронизацией с точки зрения специфической адаптации всех функций организма.

Что же касается психологической характеристики, то она изучена сравнительно более бедно, главным образом вследствие отсутствия точных критериев. Несмотря на это, накопленный исследовательский материал раскрывает некоторые ее стороны:

• высокий уровень психической устойчивости в экстремальных условиях спортивной борьбы при увеличении способности к саморегулированию психических состояний;

• оптимальная готовность (установка) к предстоящим соревнованиям, выражающаяся в целенаправленной мобилизации психических качеств;

• высокий уровень специализированных восприятий – так называемое "чувство воды, лыж, времени, пространства, дифференцировки мышечных усилий" и т.д.;

• увеличенный диапазон волевых усилий в связи с максимальными физическими и психическими нагрузками;

• эмоциональный подъем, оптимистическое настроение, желание участвовать в соревновании.

Из всего этого вытекает сверхзадача совместной деятельности спортсмена и преподавателя-тренера – научиться контролировать и приводить эмоции, энергетику и движения спортсмена к такому уровню, который позволит добиться высокого результата в конкретных соревнованиях.

С педагогической точки зрения наиболее точным и обобщающим критерием спортивной формы принято считать высокие и стабильные спортивные результаты, показанные в ответственных соревнованиях – Олимпийских, мировых, европейских и др. Действительный спортивный результат является наиболее информативным, так как он наиболее полно отражает так называемые постоянно действующие факторы (физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку спортсмена), которые в наибольшей степени обеспечивают устойчивое состояние. Но спортивный результат отражает и влияние так называемых временно действующих факторов (обстановка, состав судей, реакция зрителей, климатические условия и т.д.). В своей совокупности они приводят к неизбежным колебаниям в спортивно-технических результатах, что создает впечатление, что спортивная форма является "мимолетным" явлением, которое быстро проявляется и еще быстрее исчезает. Эта картина представляется типичной для тех видов спорта, при которых деятельность является "стохастической", т.е. нет точных критериев спортивного результата (спортивные игры, бокс, борьба, фехтование и др.). Именно в этих видах спорта наиболее часто "триумфальные победы" чередуются с неожиданными поражениями, что приводит к противоречивым оценкам спортивной формы и класса команды или спортсмена. Вот почему точное диагностирование спортивной формы предполагает систематическое использование высокоинформативных тестов для различных сторон спортивной подготовки, которые в сочетании со спортивным результатом могут определять удельный вес постоянно и временно действующих факторов. Преобладающая часть первых – причина высоких и стабильных результатов, что является типичным для высококвалифицированных команд и спортсменов. И наоборот, большие колебания в результатах говорят о "фальшивой" спортивной форме и являются убедительным доказательством серьезных недостатков в учебно-тренировочном процессе. В настоящее время контроль и управление спортивной формой решаются лучше всего в циклических индивидуальных видах спорта, при которых имеется сравнительно полная количественно измеримая информация.