Спичрайтинг

Спичрайтинг стал неотъемлемой частью современной политики в силу целого ряда обстоятельств. Потребность в услугах спичрайтеров так или иначе испытывают все государственные и политические руководители, как современности, так и прошлого. Оставаясь "в тени" публичной политики и известности, спичрайтеры тем не менее способны играть очень серьезную и важную роль в развитии политических процессов, в принятии тех или иных политических решений. В советскую эпоху, например, спичрайтеры не только готовили тексты выступлений главы государства, но и оказывали значительное влияние на составление важных политических документов.

Пример из практики. "Вот характерный фрагмент из воспоминаний архитектора перестройки Александра Николаевича Яковлева, относящийся еще к хрущевскому периоду: “Позвонил Ильичев (Леонид Федорович Ильичев, тогдашний секретарь ЦК по идеологии) и сказал, чтобы я сел за доклад к годовщине Октября для Подгорного, председателя Президиума Верховного Совета СССР... Позвонил Александру Бовину, он работал в то время в журнале “Коммунист”. Попросил его написать международную часть, сам сел за внутреннюю. Через пару дней встретились, соединили обе части, однако дорабатывать не стали. Я послал текст помощникам Подгорного, полагая, что они сами найдут людей для доработки. Ждал звонка, но не дождался. Подумал, что еще кто-то готовит параллельный текст... Доклад я услышал в том виде, в каком мы его подготовили. Без всяких поправок. В одном месте звучала явная политическая двусмысленность. По окончании доклада позвонил в приемную Подгорного и сказал, что при публикации доклада надо кое-что поправить... Дежурный сказал, что доложил Подгорному, но тот буркнул: “Пусть Яковлев сам звонит в “Правду”. Он писал, пусть он и исправляет”... С тех пор я гораздо спокойнее, если не сказать – циничнее, стал относиться к подготовке разных текстов для высокого начальства[1]".

Современные российские исследователи спичрайтинга (в частности, А. Колесников) справедливо отмечают, что спичрайтерам зачастую удавалось участвовать в формировании повестки большой политики и истории в целом. Они неизменно оставались за кадром, и лишь немногие догадываются об авторстве всем известных образов, метафор, моральных, дидактических, политических максим.

Пример из практики. "Великое общество" – понятие, придуманное спичрайтером президента США Линдона Джонсона, который носил “волшебную” фамилию Гудвин. Ричард Гудвин предложил “Великое общество” вместо формулы “Лучший курс”, которая слишком явно апеллировала к “Новому курсу” Франклина Рузвельта, и тем самым несколько обесценивала самостоятельный характер политики Линдона Джонсона. Стилистика выдающейся инаугурационной речи Джона Кеннеди – работа спичрайтера Теодора Соренсена. Впрочем, надо отдать должное самому президенту: он попросил Соренсена найти секрет величественной тональности речей Авраама Линкольна, и тому удалось это сделать, обнаружив особый ритм в предложениях, которые начинались с Let (“Давайте...”)"[2].

Российские специалисты выделяют четыре этапа развития отечественного спичрайтинга со своими характерными чертами и особенностями, зависевшими как от личности лидера, так и исторической ситуации в стране и в мире. В частности, уже упомянутый Л. Колесников в своих работах связывает периоды развития спичрайтинга в России с именами лидеров государства.

Первый этап он условно называет "хрущевско-брежневским". Спичрайтинг был частью идеологической работы, поэтому иногда спичрайтеры занимались сочинительством книг и установочных статей в центральной прессе. Знаковыми фигурами этого этапа можно считать Ф. Бурлацкого и публициста А. Бовина, ставшего впоследствии первым послом России в Израиле.

Пример из практики. "В то время отшлифовывались спичрай- терские технологии, появлялись свои классики и хрестоматийные приемы и фразочки, отрабатывалась техника привлечения к работе профессиональных “текстовиков”", отмечает А. Колесников.

"Горбачевский" – второй этап развития российского спичрайтинга связан с именем А. Яковлева, бывшего заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС, сформулировавшего базовые принципы перестройки и политики гласности и заслужившего эпитет "прораб перестройки".

Пример из практики. Этот этап характеризовался тем, что "при внешне сохранившихся стандартах работы спичрайтеры адаптировались к политическим изменениям и персональным особенностям шефа, который сам умел подолгу говорить без бумажки, активно и “интерактивно”, в отличие от Брежнева, работал с текстами докладов и других идеологических документов. Спичрайтеры становились членами политической команды Горбачева и тем самым были вовлечены в реальную, иногда конфликтную, большую политику"[3].

Третий, "ельцинско-черномырдинский" период стал временем институализации спичрайтерского труда, создания специальных подразделений (референтура при Б. Ельцине и группа анализа и планирования при премьере В. Черномырдине).

Пример из практики. "Ельцинско-черномырдинский этап – это и эпоха создания новых, “вестернизированных”, жанров – радиообращений, телеобращений, книг, ...что объясняется чрезвычайно бурным развитием политических событий в эпоху перехода к новому экономическому и политическому укладу", – пишет А. Колесников.

Современный, четвертый, этап – "путинский". Данный период связан с именами ведущих спичрайтеров В. Путина известного интеллектуала С. Кордонского и Д. Поллыевой.

Пример из практики. Этап характеризуется окончательной институционализацией профессии, "адаптированной под решение конкретных идеологических задач без всякого там внутреннего фрондерства и попыток вставить в тексты какую-нибудь мировоззренческую ересь, как это случалось в брежневские времена. Глава государства сам выбирает лейтмотив своих выступлений, спичрайтеры лишь подправляют и вносят последние штрихи в речь руководителя, подбирают материалы и т.д."[4].

Таким образом, подводя итоги главы, мы узнали, что существует четыре основные группы PR-документов, активно используемых PR-структурами органов власти: оперативно-информационные; имиджевые корпоративные; служебные; электронные интерактивные (онлайновые), а также выявили основные их характеристики и технологии работы с данными документами.

Также мы познакомились с использованием государственными пресс-службами медиамероприятий, выяснили разницу между рабочими и специальными мероприятиями. Определили особенности организации и проведения брифингов, пресс-конференций, презентаций, "круглых столов", семинаров и конференций, а также пресс-туров.

Рассмотрели информационные технологии, используемые PR-структурами органов власти, акцентировав внимание на спин-докторинге и спичрайтинге, определив их роль и значение для проведения информационной политики государства.

Для более полного и всестороннего осмысления темы можно порекомендовать, кроме изучения основной и дополнительной литературы и решения кейсов, самостоятельно анализировать актуальные события в политической жизни России и зарубежных стран, выделяя и систематизируя примеры, свидетельствующие о применении информационных технологий и активной деятельности PR-подразделений государственных структур.