Специфика социальной деятельности

На вопрос о соотношении понятий "активность", "поведение" и "деятельность" различные авторы отвечают по- разному. Здесь нет сложившихся стереотипов. Например, Л. Николов считает активность и деятельность однопорядковыми характеристиками лишь человека. Причем деятельность рассматривается как разновидность активности. По его мнению, понятие "деятельность" соотносится с понятием "активность" как вид с родом[1] и потому является более узким по объему.

Как известно, понятие "активность" латинского происхождения и означает "деятельность". В русском языке это понятие используется обычно в двух смыслах – чаще всего как синоним деятельности, реже для обозначения деятельности более интенсивной, энергичной, инициативной (например, говорят "нужно действовать активно", "принять активное участие" и т.д.). В настоящей работе понятие "активность" берется в своем главном значении, т.е. как синоним понятия "деятельность". Активность как деятельность выступает противоположностью пассивности, или бездеятельности. Характеризуя единство активности и пассивности в процессе движения, Ф. Энгельс подчеркивает, что "отталкивание является собственно активной стороной движения, а притяжение – пассивной"[2]. Следовательно, активность и пассивность – это две стороны одного и того же процесса.

Действительно, "пассивность" означает нс отсутствие у предмета деятельности вообще или любой деятельности, а лишь некоторой, вполне конкретной деятельности. Например, если речь заходит о пассивности некоторых живых организмов в зимний период, то здесь надо иметь в виду, что они не двигаются, не добывают себе пищу, не осуществляют многих других видов деятельности, но деятельность определенного рода у них все же продолжается. Равным образом пассивным называют того человека, который прекратил не всякую деятельность, а вполне конкретную – политическую, спортивную, художественную или какую-либо другую.

В реальном мире всякий целостный предмет в одном отношении выступает как активный, а в другом отношении – как пассивный. "Состояние активности и пассивности, - отмечает М. В. Демин, – сосуществуют и находятся между собой в отношении взаимозависимости и взаимодополняемости. Активная в целом система может быть пассивной в некотором смысле и в некотором отношении; пассивный же предмет, в свою очередь, не бывает пассивным полностью, в нем можно наблюдать проявления активности в некоторых отношениях и в некоторых частях"[3].

Соотношение активности (деятельности) и пассивности (бездеятельности) представляет собой частную форму более широкой связи, которая существует между движением и покоем. В процессе развития активность имеет абсолютный характер, а пассивность – относительный. Абсолютность активности проявляется в том, что каждый предмет в любой момент с необходимостью осуществляет какую-либо деятельность и не может существовать без нее, т.е. он перманентно активен. Вне деятельности существование предметов, как правило, не представляется возможным. Относительность же пассивности связана с тем, что каждый предмет в любой момент может быть малодеятельным или бездеятельным по отношению к той или другой отдельной форме деятельности, но не по отношению ко всем присущим данному предмету формам деятельности. Пассивность обычно обозначает лишь то, что данный предмет замедлил или вообще на время прекратил какую-либо из присущих ему видов деятельности.

Не менее часто при анализе деятельности привлекается понятие "поведение", которое имеет значительный спектр преимущественно естественнонаучных истолкований[4]. При этом одни исследователи считают поведение свойством лишь человека. Другие признают его универсальным свойством всего живого. Третьи полагают, что это понятие приложимо как к живым, так и неживым системам. Но во всех случаях данное понятие также рассматривается как более общее и объемное, с помощью которого характеризуется понятие "деятельность". В результате деятельность выступает как особый "тип" или "вид" поведения, присущий какой-либо предметной целостности. Например, М. С. Квотной пишет: "Деятельность есть особый тип поведения, характеризующий активность живых систем, что связано со спецификой их организации"[5].

Как видим, здесь в одном определении сведены вместе понятия "деятельность", "поведение" и "активность". Первое характеризуется через второе, а второе – через третье. Но поскольку второе понятие, т.е. "поведение", автором не раскрыто, то весь ряд оказывается логически неопределенным. Из данного высказывания можно заключить лишь одно, что деятельность характерна для "живых систем", а нс только для человека, тогда как "поведение" свойственно миру в целом.

Можно отметить, что понятие "поведение" в тех смыслах, в каких оно обычно используется, не дает продуктивной возможности для характеристики понятия "деятельность".

Раскрываемое, как правило, через конкретно-научные категориальные ряды, это понятие лишь осложняет и запутывает выяснение сущности феномена деятельности. Если же взять понятие "поведение" в своем действительном смысле, который используется в русском языке, то оно обычно означает одно – способ или направленность изменений какого- либо целостного предмета. Именно в этом смысле говорят о "поведении электрона", "поведении животного", "поведении человека" и т.д. Следовательно, понятие "поведение" обозначает те же явления, что и понятие "деятельность". И оба они но своему значению оказываются просто синонимами. Как поведение, так и деятельность всегда предполагают определенную направленность преобразований предмета, которые ведут к заданным теми или другими причинами изменениям.

Что представляет собой социальная деятельность? Это совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой. Социальную деятельность образуют те изменения, которые имеют направленный (управляемый) характер и связаны с сохранением определенной общностью самой себя, обеспечением себя наиболее благоприятными условиями существования. Это есть самоутверждение человеческой общности в мире.

В чем специфика социальной (общественной) деятельности?

Во-первых, общественная деятельность является атрибутом не отдельных индивидов, а целостных человеческих общностей (отсюда собственно и происходит ее название). В качестве таковых могут выступать заводы, школы, классы, нации и другие определенным образом объединенные группы людей, вплоть до общества в целом. К. Маркс и Ф. Энгельс указывают, что "производство жизни – как собственной, посредством труда, так и чужой, – посредством рождения – появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой – в качестве общественного отношения, общественного в том смысле, что имеется в виду сотрудничество многих индивидов, безразлично при каких условиях, каким образом и для какой цели. Отсюда следует, что определенный способ производства или определения промышленная ступень всегда связаны с определенным способом совместной деятельности"[6].

Как видим, здесь обращается внимание на то, что деятельность человека имеет двойственный характер. Его рождение, функционирование организма осуществляется биологическим путем. Это тоже деятельность, но "естественная". Тогда как определенная производственная деятельность имеет уже "общественный" характер. Лишь та деятельность может называться общественной (социальной), которая осуществляется "совместно" какой-либо общностью людей. Любая социальная деятельность необходимо имеет групповой, коллективный характер.

С этой точки зрения отдельный человек, если он рассматривается как социальное существо, не имеет самостоятельного статуса, но обязательно несет на себе печать определенной общности и может рассматриваться как общественный только в составе такой общности. Лишь непосредственное участие в деятельности общности делает человека общественным (социальным). Например, человек не может называться крестьянином, если он не занимается крестьянским трудом. Точно так же нельзя человека назвать шахтером, если он не работает в шахте, и т.д.

Во-вторых, социальная деятельность, будучи деятельностью какой-либо целостной группы людей, всегда сосредоточена на выполнении общих функций, возникающих в процессе развития этой группы. У каждого человека есть множество потребностей, к удовлетворению которых он стремится, но он выступает как общественное существо лишь тогда, когда участвует в реализации этих общих функций. Именно общие функции делают ту или иную группу людей общностью, а ее деятельность – общественной.

Выполнение общих функций приводит с необходимостью к возникновению особой "социальной силы" в пределах конкретной общности, которая выступает как "объединенная сила" участвующих в данной деятельности индивидов. К. Маркс и Ф. Энгельс указывают, что "социальная сила" – это "умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов..."[7].

В-третьих, социальная деятельность, поскольку она осуществляется людьми, необходимо включает в свой состав сознание, идеальное. По словам Ф. Энгельса, "история общества в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы... Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели"[8].

Наконец, в-четвертых, важнейшей особенностью общественной деятельности является и то, что она осуществляется искусственно созданными средствами. Ни одна из досоциальных форм деятельности не включает в свой состав средства как таковые. Спорадическое использование высшими животными в своей деятельности тех или иных предметов природы не делает эти предметы средствами деятельности. Даже будучи включенными в процесс животной деятельности эти предметы остаются всецело природными веществами. Тогда как человек искусственно создаст необходимые средства, с помощью которых и осуществляет свою общественную деятельность. Отличительным свойством средств общественной деятельности является их искусственное производство. Таких средств нет в готовом виде в природе. Человек производит их специально для тех или иных нужд общественной деятельности.

Следует отметить, что понятие "средства социальной деятельности" не следует отождествлять с понятием "средства производства". Эти понятия однопорядковые, но разнообъемные. Средства производства являются частью средств человеческой деятельности, которые включают еще разнообразные "средства жизни", т.е. продукты питания, средства для учебы, отдыха, занятий спортом и т.д.

Каково соотношение социальной деятельности и средств ее осуществления? В обществе в качестве средств деятельности обычно используются различные виды прежней, ранее реализованной деятельности. Именно результаты прошлой, т.е. накопленной, деятельности выступают как разнообразные материальные и духовные средства деятельности. Например, в сельском хозяйстве в качестве средств деятельности используется разнообразная техника, которая была произведена ранее на промышленных предприятиях.

Классики марксизма-ленинизма при разработке своего учения придавали социальной деятельности исключительно важное значение, считали ее одной из первых "предпосылок всякой человеческой истории". И потому при анализе общественного развития всегда использовали деятельностный подход, опирались на него как на важнейший методологический принцип историкоматериалистической теории. "Способ, каким люди производят необходимые им средства к жизни... – подчеркивали они в "Немецкой идеологии", – это – определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами"[9]. Исследование социальной деятельности создает реальные предпосылки для научного подхода к еще более широким и еще более фундаментальным социалыю-философским категориям.