Специфика психолого-педагогической работы с представителями спортивных игр

Направление психолого-педагогической работы заключается в создании условий, при которых спортсмены могут с максимальной эффективностью использовать свою интуицию, способность быстро менять решение в ответ на самые незаметные признаки изменения ситуации. Спортсменам необходимо создавать такие условия, при которых "умственная" часть игровой деятельности приобретает более значимую роль, чем это получается непроизвольно. Опора только на интуитивные решения может лишь обеднять тактический репертуар таких спортсменов.

Например, при работе с баскетболистами одна из основных проблем — регуляция отношения игроков к конкретным соперникам. В целом здесь применим принцип "золотой середины": нельзя угнетать спортсменов гипертрофированной оценкой силы основных конкурентов, но и нельзя формировать "шапкозакидательских" настроений. Любые достоинства соперников можно нейтрализовать (по крайней мере, теоретически) их же недостатками, а к любым недостаткам можно добавить "перекрывающие" их достоинства.

Другой пример. Тренеры говорят, что у основного соперника особенно эффективен личный прессинг. В последнем цикле подготовки борьбе против прессинга уделяется много времени. Здесь надо постоянно внушать, что, во-первых, прессинг сам по себе — оружие "обоюдоострое", и тот, кто его применяет, сам рискует пропустить много контратак, а во-вторых, противник часто при постоянном прессинге "выдыхается" в концовках матча.

Как правило, недостатки соперника подчеркиваются не прямо, а косвенно, в основном через внушение игрокам их собственной силы. Вернемся к примеру подготовки к борьбе с противником, эффективно применяющим прессинг. Шлифуя приемы борьбы против такого прессинга, надо каждый раз обращать внимание игроков на случаи успешного противодействия ему. Не говорить прямо: "Вот так будете "ловить" соперника". Но, подчеркивая случаи успеха при отработке игры против прессинга, можно косвенно внушать эту мысль.

Если видно, что на тренировках игроки хорошо попадают со штрафных, надо тут же устроить что-то вроде соревнования. Мало того, что это соревнование снижает психическую напряженность ожидания официального турнира, хорошая результативность штрафных бросков внушит спортсменам (косвенно), что также точно они будут попадать и во время турнира.

Обсуждение результатов обследований необходимо не только для косвенной деактуализации соперника. Спортсмен должен четко осознавать свои возможности на данный момент, должен знать, на что обратить внимание при организации предсоревновательной подготовки, при планировании психологической подготовки. Он должен уметь компенсировать те недостатки, которые выявились в последний момент. Если, например, баскетболист осознает, что у него в данное время "не идет" бросок, то нужно строить стратегию подготовки на поиске оптимальных компенсаций. Этот недостаток, в какой-то мере, компенсируется высокой плотностью игровых действий, хорошей моторикой, большим объемом проделываемой работы. Благодаря подобной высокой плотности спортсмен чаще сможет оказываться в точке, наиболее удобной для броска и чаще бросать без помех со стороны запаздывающего "опекуна". Короче говоря, принцип здесь такой: не "идет" бросок, сам "пойду" к нему навстречу, создам условия для него.

Обсуждая предыгровую подготовку, не следует забывать, что в командных видах спорта существует, наряду с настроением отдельных игроков, коллективное настроение.

Пример

Помимо признанных лидеров существуют игроки, чье настроение бывает особенно "заразительным". В частности, такими бывают привычные шутники. Они могут своими шутками поднять настроение у товарищей, но, оказавшись в дурном настроении, легко передают его остальным. Но уже тем более необходимо помнить о том, как заразительно настроение тренера. К сожалению, далеко не всегда тренеры об этом помнят; они не занимаются собственной психорегуляцией и позволяют себе демонстрировать плохое настроение своим подопечным. Тренер — это и педагог, и психолог, и артист, поэтому он постоянно должен заниматься самосовершенствованием.

В игровых видах спорта характер и амплуа спортсмена во многом взаимосвязаны.

Исследования позволили определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства предыгровой подготовки. Рассмотрим наиболее характерные типы в волейболе.