Специфика психолого-педагогической работы с единоборцами

Спортивные единоборства — генетически одна из самых древних форм человеческого существования. Отсюда — сильные, как нигде, эмоции борьбы, особенно ярко проявляющиеся в юношеском возрасте. В то же время для многих единоборцев характерна косность технических навыков в сочетании с устойчиво сложившимся уже в юношеском возрасте способом решения тактических задач — индивидуальным стилем деятельности.

Практически любого единоборца отличают стремление навязывать свою волю, свое отношение к окружающим не только в спорте, но и во всех сферах жизни.

У единоборцев особо развиты не только интенсивное внимание или быстрые двигательные реакции. У любого из них проявляется склонность к вероятностному прогнозированию (отсюда тяга многих из них к различного рода пари, которая с юного возраста сохраняется всю жизнь) и рефлексивному поведению, т.е. принятию решений на основе суждений типа: "Я знаю, он думает, что я думаю так-то, но я решу эту задачу совсем иначе".

Единоборства принято объединять в одну группу, но если говорить о степени условности, которой выражается выигрыш (частный выигрыш одной комбинации или общий результат боя, схватки), то на одном полюсе будет наиболее условное единоборство — фехтование, а на другом — бокс, где поражение бывает болезненным в буквальном смысле слова. Это не исключает родство единоборств, прежде всего, по эмоциональному и тактическому содержанию.

Общими для всех единоборств оказываются и картины проявлений индивидуального стиля деятельности. В любом виде единоборств есть склонные к техническому обыгрыванию, есть "темповики" (в фехтовании в таком случае нередко говорят о позиционно-атакующей манере ведения боя), склонные к акцентированной манере ("нокаутеры" в боксе, в других видах — активно создающие ситуации и как бы "подстораживающие" соперника для выполнения коронного приема), наконец, "универсалы".

Все единоборцы (если говорить об общем правиле, а не исключениях, даже достаточно распространенных) характеризуются достаточно выносливой (сильной) нервной системой, причем в некоторых случаях она сочетается с инертностью нервных процессов, но чаще — с их подвижностью. Одновременно можно констатировать, что около 20% всех единоборцев имеют слабую нервную систему, что гораздо реже встречается, например, в циклических видах спорта. В отношении свойства "сила — слабость" наблюдаются заметные возрастные различия: юные единоборцы заметно уступают взрослым по проявлениям силы нервных процессов. Все это говорит о том, как опасны для юных единоборцев монотонные упражнения, которые быстро приводят к переутомлению недостаточно выносливой нервной системы.

Для всех единоборств характерны особые сенсорные и межличностные восприятия, когда речь идет о паре "спортсмен — тренер". Взаимоотношения внутри этой пары в единоборствах очень своеобразны. Наибольшее своеобразие видно в парах "спортсмен — тренер" в фехтовании, где тренер дает своему спортсмену индивидуальный урок с оружием, и в боксе, где тренер "держит на лапах" своего ученика. У таких пар формируется невербальное межличностное восприятие, близкое к восприятиям, которые присущи близким родственникам. В личном общении тренера и спортсмена последний формируется как личность во всех ее проявлениях. В этой связи в единоборствах особенно важно, что и как говорит тренер своему ученику.

В единоборствах наблюдаются выраженные компенсации одних качеств другими, что меньше наблюдается в других видах спорта.

Побеждают спортсмены с пробелами и в некоторых двигательных качествах, и с недостаточной быстротой реакции, и с невысоким уровнем способностей к оперативному мышлению. Недостаточно быстрые реакции компенсируются способностью к предугадыванию, а невысокий уровень координационных способностей — такими двигательными качествами, как быстрота и сила.

Когда юный единоборец, поставленный в трудное положение, находит неожиданное решение, идущее вразрез с привычной логикой боевых взаимодействий, его тактическое мышление приобретает творческий характер. В иных ситуациях поединка, при быстротечных многотемповых завязках, спортсмен выбирает решение по типу "видения с места всего решения" от начала до конца.

В систему противодействий влиянию дистресса в единоборствах обязательно должно входить управление мотивацией спортсмена. Спортивная мотивация единоборца проявляется, прежде всего, в уверенности в себе. У единоборцев особенно ярко проявляется склонность объяснять успех внутренними причинами.

Английские психологи ввели термин "мотивация эффективности" и показали, что главное в ней — чувство компетентности, т.е. спортсменом движет сознание того, что он именно компетентен в своем виде спорта. В единоборствах чувство компетентности в основном возникает при сравнении спортсменом себя с соперниками в своей весовой категории, своем виде оружия. Отсюда практически неизбежное формирование у единоборца определенных черт, выражающихся в эгоизме. Но одновременно это способствует формированию у спортсмена как бы "психической защиты" против неблагоприятных жизненных ситуаций. При всем разнообразии вариантов признаков тревожности спортсмена перед соревнованием их делят на две основных группы: признаки соматической и когнитивной тревожности.

Соматическая тревожность не очень страшна и часто снимается хорошей разминкой. Больше того, многие спортсмены не могут эффективно действовать, пока не испытают предстартовую соматическую тревожность. И при ее появлении сразу вспоминают, как успешно действовали именно в таком состоянии. Всегда можно внушить, что соматическая тревожность — хорошая исходная позиция для формирования нужного настроя на победу: без сильного возбуждения на активные действия не настроишься.

Другое дело — когнитивная тревожность, т.е. та, которая связана с переработкой информации и решением тактических задач.

При таком перенапряжении снижается психическая работоспособность, пропадает чувство свежести даже после ночного сна, часто бывают головные боли, сон нестабилен.

Исходным пунктом психолого-педагогической работы, направленной на физиолого-соматический или поведенческий компонент, является четкое представление единоборца о себе и своем теле, потому что зная в подробностях свой тело, четко ощущая функции каждой его части, спортсмен лучше понимает свое "Я" и лучше управляет своим поведением.

Активному использованию мимики как средства психической регуляции помогает зеркало, потому что, глядя на себя можно оценивать все варианты мимики, соответствующей тому или иному настроению (в чем наиболее выразительно проявляется тревога, неуверенность в своих силах, жажда реванша, нетерпеливость).

Важным фактором психорегуляции является умение ввести себя в состояние релаксации, когда развивается психическое состояние, связанное с воздействием альфа-волн головного мозга, поэтому его называют альфа-визуализацией. Термин "визуализация" не всегда означает, что спортсмен может использовать только зрительные образы. Чаще бывает необходимость при мысленном представлении своих действий "подключить" все органы чувств. В таком случае спортсмен должен в процессе моделирования ситуации мысленно "увидеть" соперника, "услышать" звон оружия (в фехтовании) или стук перчаток (в боксе), "почувствовать" свой контакт с соперником.

Визуализация в форме бета-программирования более осознанная, она бывает тогда, когда спортсмен находится в состоянии бодрствования и помогает ему заранее проигрывать тактические ситуации предстоящего поединка, а не просто ощущения от какого-то действия. Еще классификация вариантов визуализация может быть двух видов.

При внешней — спортсмен видит себя как бы со стороны, как на экране телевизора, при внутренней — он "помещает" себя в ситуацию поединка и мысленно не только выполняет действия, но и старается "прочувствовать" их, как они протекают на самом деле. Исследования показали эффективность того и другого вида визуализации спортсмен должен сам решить, какой ему больше подходит.

Непосредственно во время турнира основная направленность регулирующих воздействий — создание спокойной боевой уверенности. При этом воздействия перемещаются из сферы сознания спортсмена в сферу бессознательного, т.е. нередко средства регуляции только обозначаются условными знаками и как бы не замечаются. В таких случаях применяются программы, направленные на освобождение спортсмена от отрицательной информации (неприятных воспоминаний), изоляцию от обстановки предстоящих соревнований, формирование двигательных программ "идеальных" действий, образа "Я", успешно действующего в трудной ситуации, концентрации на предстоящий поединок, когда вся установка направлена на создание готовности успешно выступить "здесь и сейчас". Практика постоянно требует педагогических и психологических средств, которые позволяют, с одной стороны, в наибольшей мере использовать физические и психические ресурсы единоборца для достижения высоких спортивных результатов, а с другой — снизить отрицательное влияние физических и психических нагрузок.

Психологическая подготовка в фехтовании. В течение двух дней турнира фехтовальщик проводит около 15—20 боев на пять уколов и 2—4 боя на 15 уколов. Многие из таких боев являются по существу решающими, так как, не считая предварительной (отборочной) ступени соревнований, все остальные бои проводятся по принципу "прямого выбывания", т.е. до первого поражения. Ясно, что спортсмен при этом испытывает различные, по характеру и степени выраженности, состояния напряженности, особенно эмоциональной напряженности.

Несомненно, различный тип установки, формирующийся у конкретной личности спортсмена, по-своему влияет как на эмоциональную напряженность, так и на степень ее влияния на эффективность деятельности.

Из материалов следует, что любые тренировочные воздействия на процесс подготовки фехтовальщиков к соревнованиям должны включать и воздействия психологического характера.

Необходим учет фактора психической адаптации к нагрузкам при планировании спортивной подготовки фехтовальщиков.

Нередко спортсмен не успевает подготовиться к турниру в физическом отношении, и в этом случае главным средством подготовки становится психическая адаптация: ему необходимо показать, что у него в данный момент достаточно хорошо функционируют такие специализированные восприятия, как чувство дистанции, чувство времени, чувство оружия и т.д. Этого достаточно для успешного выступления в соревновании, при условии максимальной волевой мобилизации.

В фехтовании, как в чрезвычайно "скоростном" единоборстве, особое место занимает сенсомоторная деятельность, поскольку любая технико-тактическая операция фехтовальщика основывается на восприятии тактической обстановки и выполнении соответствующего ей моторного действия. Для принятия фехтовальщиком тактического решения фактор лимита времени более значим, чем для принятия решений в большинстве других видов спорта.

Поэтому подготовка фехтовальщика нередко направлена на максимальное снижение негативного влияния фактора лимита времени и "перевод" большого объема технико-тактических действий в сферу неосознаваемого на базе интуитивной антиципации.

При внешней "простоте" такие тактические решения требуют многократного повторения технико-тактических действий в моделируемых условиях боевого поединка. Индивидуальный урок — это по существу условное регламентированное взаимодействие спортсмена с моделируемым соперником, который нередко действует так, что противодействовать ему можно с использованием механизмов антиципации.

В процессе индивидуальных уроков, а также парных упражнений необходимо использовать специальные воздействия на развитие психических качеств фехтовальщика.

Некоторые специалисты считают, что тактическая и психологическая подготовка в фехтовании неразделимы и рассматривают как единое целое.

Б. В. Турецкий разработал систему упражнений, с помощью которых совершенствуются нс только навыки, но и развиваются специальные психические качества фехтовальщика.

В. Г. Сивицкий разработал методику, по которой с помощью компьютерной графики моделируются действия фехтовальщиков. Спортсмен по этой методике может "фехтовать" с компьютером или с реальным противником. Каждый тактический "ход" оценивается компьютером с точки зрения тактической целесообразности.

Особое место в тренировке должно уделяться творческой выработке средств, связанных с быстротой принятия решения на "критической" дистанции боя.

Изменение пространственно-временных ориентировок во время выполнения финального действия (прекращение атаки в случае разрыва противником дистанции, быстрое финальное движение в открывающийся сектор).

Захват инициативы спортсменов осуществляется как в форме "силового давления", так и в результате маневрирований, имеющих атакующую направленность. Сочетая "силовое давление" с различными вариантами дистанционных обыгрываний, спортсмен переключается от атак к перехватам или, при необходимости, — к оборонительным действиям.

Специальное место должны занимать упражнения на увеличение объема оперативной памяти фехтовальщика. Лучшим таким упражнением можно считать выполнение сложных и длительных "завязок" в индивидуальных уроках. Вообще одноактным движениям необходимо уделять много внимания, учитывая большой объем коротких, взрывных действий в современном фехтовальном поединке.

И все же, очевидно, есть смысл отдельные тренировочные занятия организовывать с применением длительных "завязок", в которых отдельные элементы могут быть достаточно простыми (1—2 перевода, перенос), а в целом такая фехтовальная фраза будет составлять психологически сложную структуру. Рациональное решение подобных тактических задач — показатель высокой скорости и большого объема восприятия и переработки информации спортсменом.

Совершенствование "чувства боя" может достигаться путем внесения в индивидуальные уроки и учебные бои элементов тактических упражнений на использование интуитивной статистики: в фехтовании, где всегда нужно учитывать вероятность того или иного развития боевой ситуации, требования к качеству интуитивных статистических решений особенно велики.

В индивидуальных уроках тактического характера тренер может давать упражнения, включающие в себя решение альтернативных задач. Упражнения состоят из двух серий. В одной инициативой владеет тренер, и задача ученика заключается в своевременной реакции на атаку тренера, без малейшего намека на реагирование на ложные действия. В другой серии инициативой владеет ученик, и его задача —ложными действиями подготовить и выполнить атаку в наименее ожидаемый тренером момент.

Рекомендуется проводить индивидуальные уроки и парные упражнения боевого характера, в которых спортсмену предлагаются самые неожиданные решения тактических задач, причем развитие сложных атак на больших скоростях часто пресекается контратаками партнера или тренера (спортсмен обязан все время помнить об их возможности и успевать перехватывать в любой момент). В вольных боях в таких случаях всячески ограничивается применение "коронных" приемов.

Многократное повторение фехтовальных действий в индивидуальных уроках заметно повышает эффективность интуитивного мышления в ходе усвоения мельчайших деталей техники. И главное условие качественной тактической подготовки — эти действия должны выполняться не изолированно, а во взаимодействии.

Если в тренировке оптимизация эмоциональной напряженности у фехтовальщика связана, в основном, с повышением уровня эмоционального возбуждения до оптимального уровня, то в предстартовых ситуациях и в процессе турнира оптимизация такой напряженности чаще всего связана с необходимостью снижения (или "снятия") чрезмерного эмоционального возбуждения.

Для устранения характерного для чрезмерной напряженности чувства страха, неуверенности, апатии, рекомендуется включать в тренировки боевую практику в самых различных вариантах. Например, бой на результат с заведомо слабым противником при условии обязательного выигрыша, давая при этом мысленно сопернику гандикап на 2—3 укола; бой на результат с заведомо сильным противником с задачей добиться преимущества в счете на старте боя в 2—3 укола; бои с установкой обязательно выигрывать при ничейном счете на финише и т.д.

Специфика эмоционального состояния фехтовальщика перед турниром определяется двумя основными факторами: уровнем активизации и особенностями позитивных или негативных чувств спортсмена. Степень активизации зависит от мобилизации энергетических ресурсов, что проявляется в физиологических параметрах (например, спортсмен может довести частоту пульса до 90—100 уд./мин, только обдумывая наиболее вероятный ход будущих боев), а эмоциональные чувства во многом обусловлены оценкой спортсменом положительного или отрицательного влияния своего состояния на соревновательный результат.

Эмоциональная напряженность перед турниром определяется не только индивидуальными особенностями фехтовальщика, но и объективной силой его соперников, субъективной оценкой спортсменом их возможностей (в частности, с точки зрения — "удобный" или "неудобный" тот или иной соперник).

Особую роль в такой предсоревновательной регуляции играют приемы визуализации. Термин "визуализация" не всегда означает, что спортсмен может использовать только зрительные образы.

Визуализация может быть двух видов. При внешней — спортсмен видит себя как бы со стороны, как на экране телевизора, при внутренней — игрок "помещает" себя в ситуацию борьбы и мысленно не только выполняет действия, но и старается "прочувствовать" их, как они протекают.

Ментальные образы в подготовке фехтовальщиков достигаются с помощью сопряженных психофизических упражнений. Среди таких образов предпочтительно выделить включенные в собственно психорегулирующие воздействия:

1. образ прошлого опыта успешного выступления в соревнованиях;

2. образ тщательно выполняемых и своевременных фехтовальных операций;

3. образ "удобных" и "неудобных" соперников;

4. интегрированный образ своего физического и психического "Я".

Формирование установок на обыгрывание соперника и нужная активация состояния помогают спортсмену реально оценивать свои возможности и таким образом формировать правильную перспективу — цель деятельности, которая является основой оптимального эмоционального состояния.

Психолого-педагогическая работа с фехтовальщиком, не зависимо от его индивидуальных особенностей, как правило, начинается с создания чувства уверенности в успехе. При этом одним из важнейших методических приемов является установка на формирование умеренной мотивации успеха, что характерно для всех единоборств. Программа включает в себя широкое использование метода ситуационной тренировки, когда моделируются различные ситуации противоборства. Применяется также метод идеомоторной тренировки, позволяющий совершенствовать развитие тактических навыков как сочетание "идеальных" (мысленных) и "реальных" (моторных) компонентов принятия и реализации тактических решений.

"Конечно, ты победишь! Но помни: концентрация весь бой!"

Средства ситуационной тренировки позволяют визуально "навязывать" соперникам свой тактический рисунок боя, свою волю, свой стиль поведения.

В боксе, как и во всех других единоборствах, в которых большую роль играет психотактическая деятельность, обычно рассматривают два варианта состояния боксера, определяемого стрессовыми воздействиями:

1. операциональную напряженность, связанную с трудностями решения тактических задач;

2. эмоциональную напряженность, связанную с отношением спортсмена к тем или иным ситуациям.

Они взаимосвязаны, но их особенности необходимо учитывать в наибольшей степени, так как в боксе есть такая специфическая форма предсоревновательной подготовки, как спарринг. Бывает, что спортсмен начинает подготовку к спаррингу с чрезмерной эмоциональной напряженностью, а об операциональной напряженности речь не идет, поскольку соперник в тактическом отношении не так сложен, но обладает очень сильным ударом. Борьба с эмоциональной напряженностью в таком случае начинается именно с объяснения спортсменам механизмов такой напряженности.

Состояние, в котором оказываются боксеры при подготовке к спаррингу, обычно вызывает повышение уровня активации, мобилизацию сил, однако может вызывать и дезорганизацию поведения и деятельности. Овладение спортсменом своим поведением является практически важной проблемой подготовки к ответственному поединку.