Специфика профессиональной деятельности в сфере социальной работы

Проблемные отношения между конкретно определяемой помощью (ориентация на желания и нуждаемость клиента), с одной стороны, и обслуживанием и социальным контролем – с другой, возникают не в силу профессиональной ограниченности социальной работы, а вследствие ее профессиональной структуры. Данный парадокс можно представить следующим образом. В соответствии с профессиональной этикой в решении проблемы необходимо идти от клиента, который может стать независимым партнером в системе обслуживания или вступить в ситуацию конфронтации, как проситель, требующий решения своей проблемы. Такому клиенту не нужна помощь, ему необходимо конкретное обслуживание в соответствии с его запросами, что предполагает отношения подчинения, следовательно, в данном случае речь идет о помогающей или замещающей деятельности.

В рамках подобных "помогающих" отношений можно выделить такие виды деятельности, как посредническая, адвокатская и т.д., которые связаны с передачей полномочий, с оказанием доверия, но не с предоставлением "стандартизированного" специального обслуживания. Подобная деятельность направлена на решение задач, изменение положения (ситуации) клиента с целью устранения того, что ограничивает свободу его действия, а также для реабилитации и восстановления. По мнению ученых, она тоже может быть обозначена как помощь, но при этом отсутствуют какие-либо обязательства (мандат) перед клиентом, поскольку ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности трудно предугадать. Социальная работа в такой ситуации способствует формированию иллюзорного представления клиента о свободе его деятельности и фактически подчиняет его, теряя свое значение как собственно социальная работа, культивируя у клиента иждивенческие настроения.

Чтобы сформулировать сопоставимые с ситуацией требования к социальной работе, нужно вести речь о такой деятельности, которая по праву может называться профессиональной помощью, а не профессиональным обслуживанием. Что касается последнего, то этот термин должен употребляться относительно согласованного с клиентом вида деятельности по решению его проблем. Оба понятия – и помощь, и обслуживание – соотносятся с выполнением профессиональных задач, хотя подчиняются разной логике. Достижение баланса между обоими видами деятельности является абсолютной основой профессиональной компетенции социальной работы.

Социальная работа как особая функциональная система

Системно-теоретическая перспектива позволяет сделать вывод о том, что социальная работа в целом может быть определена как система помощи, которая занимает совершенно определенное место в ряду дифференцированных систем обслуживания (рис. 11.4). Перед ней стоит специфическая задача компенсировать пробелы и негативные последствия деятельности других функциональных систем. В соответствии с такой перспективой понятие помощи приобретает в социальной работе субсидиарный характер.

Рис. 11.4. Функциональная система социальной работы[1]

Не обладая ни всесторонней юрисдикцией, ни специальной компетентностью, социальная работа имеет полномочия в том, что касается помощи. В меньшей степени, чем другие системы обслуживания, она может ограничиваться плановыми услугами определенного типа для конкретных групп клиентов. В большей степени она призвана находить решения проблемных ситуаций тех людей, кто не имеет возможности полноценно пользоваться услугами других сфер (образования, страхования, культуры, занятости и т.д.). Часто осуждаемый принцип финансовой и содержательной ранжированности в социальной работе является необходимым условием ее самостоятельности как общественной функциональной системы.