Лекция 2. Специфика применения знаний клинической психологии в различных учреждениях

Профессия практического психолога, обладающего багажом клинической психологии, справедливо считается одной из наиболее сложных. Раскрывающиеся перспективы для работы психолога данного направления часто не имеют не только правового подкрепления, но и нормативных и методических документов. Эффективная реализация социального заказа на должность специалиста, имеющего образование клинического психолога, затрудняется именно этими причинами. Следует отметить, что узкая специализация клинического психолога немедицинского образования не получает, к сожалению, в настоящее время должного внимания и со стороны научных деятелей, что, безусловно, затрудняет разработку теоретических и практических рекомендаций.

Вопрос подготовки и переподготовки клинических психологов немедицинского образования требует комплексного научно обоснованного теоретико-методологического и практического решения.

Акмеограмма практического клинического психолога представляет собой объективные и субъективные характеристики (профессионально важные качества) труда.

Объективные характеристики включают задачи, функции (профессиональные действия) социально-психологических задач, результаты деятельности клинического психолога.

Субъективные характеристики делятся на ролевые характеристики, включающие знания в области теории и практики, навыки, умения и субъективные качества, подразделяющиеся на индивидуальные и профессиональные качества клинического психолога и акмеологические инварианты (подробная акмеограмма практического клинического психолога представлена в приложении).

На рис. 1 представлена общая акмеограмма деятельности практического психолога, раскрывающая характер взаимосвязей, взаимозависимостей, субординации объективных и субъективных характеристик повседневного труда психолога. В структуре акмеограммы выделен аспект, раскрывающий сущность феномена "практический психолог как субъект профессиональной деятельности", а также указывается на объективные условия и факторы, воздействующие на деятельность специалистов-психологов в различных сферах применения знаний психологии.

Рассмотрим некоторые определения и понятия, входящие в акмеограмму деятельности практического психолога.

Профессиональные знания — это объективно необходимые сведения о всех сторонах (блоках) труда практического психолога, складывающиеся из востребованных практикой общих и частных компонентов.

Профессиональные умения — действия и "техники" психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности.

Профессиональные навыки — приобретенная способность практического психолога выполнять профессиональные действия, приемы, конкретные должностные функции.

Специфические психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала — психических процессов, свойств, состояний, образований, позволяющих ему заниматься избранной деятельностью.

Профессиональные позиции, т.е. целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде.

Акмеологические инварианты — формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов.

Данная схема представляет собой стержень разработки акмеограммы деятельности психолога в разных направлениях различных сфер применения психологических знаний в зависимости от социального заказа.

Рис. 1. Характер взаимосвязей профессиональной деятельности психолога МСЭ

Для примера использования схемы построим схему, позволяющую выделить основные направления деятельности психолога медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) (рис. 2).

Рис. 2. Объективные характеристики деятельности психолога Бюро МСЭ

Перечислим основные принципы профессиональной деятельности психолога, а также правила, без которых их соблюдение невозможно.

1. Принцип профессиональной компетентности:

— сотрудничество психолога и клиента па заинтересованной и компетентной основе;

- профессиональное общение и взаимодействие с клиентом;

- научно обоснованная профессиональная деятельность психолога для достижения желаемого результата.

2. Принцип ненанесения ущерба клиенту:

- взаимоуважение психолога и клиента;

- безопасность для клиента применяемых модели, алгоритма, технологии и непосредственных методик, техник, приемов;

- предупреждение неправильных действий пациента.

3. Принцип беспристрастности:

- адекватность психологического инструментария целям, условиям и особенностям конкретного клиента;

- объективность и научная обоснованность результатов;

- целесообразность и взвешенность сведений, передаваемых психологом клиенту.

4. Принцип конфиденциальности'.

- строгий учет получаемой информации, вплоть до применения системы ее кодирования;

- постоянный контроль за результатами психологической работы и ограниченный доступ к ним клиента и иных третьих лиц;

- корректное использование сведений психологического характера.

5. Принцип позитивно ориентированной активности:

- целенаправленное участие психолога во всех сторонах жизни и деятельности клиента;

- действенное влияние па весь комплекс психологических составляющих жизни и деятельности клиента.

Анализ теоретической и прикладной литературы но проблеме деятельности психологов в различных сферах применения психологических знаний позволил разработать таблицу общей системы трудозатрат по гипотезе оптимальности. В табл. 1 представлены основные направления деятельности клинического психолога немедицинского образования и процентное соотношение трудозатрат на каждый из них. Также предложено пропорциональное соотношение трудозатрат по каждому направлению с деятельностью других специалистов-психологов.

Таблица 1. Соотношение основных направлений деятельности психолога

Направления деятельности практического психолога

Соотношение (в %)

клинический психолог

психолог

Психодиагностика

30

22

Психологическое консультирование

6

2

Психокоррекция

2

2

Психологическое сопровождение

5

5

Психопрофилактика

2

Психологическое просвещение

10

16

Психогигиена

2

6

Психологическая реабилитация

15

5

Работа с клиентами (родственниками, членами семьи или лицами,

заменяющих их, людьми, ухаживающими за инвалидами)

23

15

Организация рабочего места психолога

2

2

Иные виды деятельности

3

10

Согласно данным таблицы наибольшее количество времени должно отводиться на психодиагностическое исследование — 46%. Основные задачи психодиагностики представлены на рис. 3.

Рис. 3. Основные психодиагностические задачи деятельности практического психолога

Данные таблицы во многом продиктованы должностными инструкциями, которые разрабатываются в соответствии с целями и задачами, решаемыми психологом в тех или иных учреждениях.