Специфика отношений с рынком

Важной особенностью наукоемких проектов является взаимоотношение коммерчески ориентированных результатов этих проектов с рыночной средой. Здесь можно выделить ряд общих факторов:

• рыночная неопределенность;

• технологическая неопределенность;

• непостоянство конкурентной среды.

Рыночная неопределенность высокотехнологичных продуктов и технологий обусловлена прежде всего тем, что часто эти продукты предлагают новые, ранее не присутствовавшие на рынке потребительские свойства. Здесь риски связаны с тем, что потребители, включая самых "продвинутых", ориентированных на использование новых технологических достижений, смогут преодолеть барьер консервативной инерции, оценить по достоинству новые возможности, создаваемые продвигаемым на рынок продуктом.

При продвижении на рынок наукоемких продуктов может возникнуть проблема, связанная с тем, что новый продукт не вполне соответствует скрытым, еще не достаточно отрефлексированным потребностям потребителей. В результате продукт, потенциально способный пользоваться спросом, оказывается не востребованным рынком.

Еще одним фактором рыночной неопределенности является адаптация потребителей к новым возможностям, предоставляемым продуктом или технологией. Эта проблема характерна для любых новых продуктов и технологий, но для наукоемких технологий она приобретает существенно большее значение, что переводит ее в число особенностей наукоемких продуктов.

Технологическая неопределенность во взаимоотношении наукоемких продуктов с рынком связана с тем, что потребитель не всегда вполне уверен в надежности и эффективности новых продуктов и технологий. Зачастую первые образцы новых продуктов и технологий не обеспечивают требуемого достаточно высокого уровня надежности. Эта неуверенность выступает серьезным барьером при продвижении новых высокотехнологичных продуктов на рынке.

В этом же ряду неопределенностей лежит проблема технологической, в том числе сервисной поддержки новых продуктов и технологий. Опросы экспертов показывают, что неуверенность в технологической поддержке является высоким барьером на пути продвижения новых продуктов и технологий отечественного производства.

Значимый фактор технологической неопределенности в отношении рыночных перспектив наукоемких продуктов и технологий – быстрая смена их поколений, появляющихся на рынке. Потребитель зачастую откладывает приобретение нового продукта, ожидая в недалекой перспективе появления еще более совершенного продукта. Этот эффект был отмечен маркетологами при продвижении новых образцов мобильных телефонов.

Непостоянство конкурентной среды характерно сегодня для многих секторов рынка, но для наукоемкой продукции эта проблема имеет особое значение.

Прежде всего такое непостоянство обусловлено быстрой сменой продуктов и технологий, появляющихся на рынке. Такая смена повышает риск того, что значительные вложения в разработку наукоемких продуктов не окупятся. Так, например, до сих пор под сомнением остается коммерческий успех проекта Blue Ray – дискового носителя видеоконтента в формате высокой четкости, в который компания Sony вложила порядка 6 млрд долл. При этом альтернативная технология HD DVD, в которую также были вложены большие средства, практически ушла с рынка.

Еще одним фактором, обусловливающим непостоянство конкурентной среды для наукоемких продуктов и технологий, является появление конкурирующих продуктов и технологий, основанных на принципиально иных научно-технических принципах. Примером такой конкуренции является развитие внешних систем памяти для персональных компьютеров. Длительное время развитие систем памяти строилось на увеличении плотности оптических носителей (CD, DVD). В последнее время внешние носители памяти персональных компьютеров стали реализовываться с использованием технологий flesh-memory, которые практически вытеснили оптические носители.

Еще одним фактором, вносящим кардинальные изменения в характер взаимоотношений наукоемких продуктов и технологий с рынком, является изменение самой рыночной среды под влиянием новых технологий. Примером здесь является появление интернет-торговли в результате прогресса информационных систем. Существенно меняет характер рыночной среды и персонально ориентированная реклама, реализуемая в рамках функционирования социальных сетей.