Специфика организации и культура самодеятельного туризма

Безусловно, профсоюзный патронат создавал массовый плановый туризм, который удачно компенсировал невозможность коммерциализации туризма, η том числе и из-за низких доходов населения. Практически бесплатно был организован летний отдых детей, экскурсионная работа на предприятиях и в учреждениях. Постоянно принимались решения и постановления Правительства о наращивании массового туристско-экскурсионного дела в стране, выделялись значительные средства для создания и поддержания туристской инфраструктуры. Однако существование и даже нарастание самодеятельного туризма в 1960–1990-е гг. свидетельствовало о неудовлетворенности граждан состоянием дел в сфере организации туризма и отдыха в стране.

В рамках ведомственного (профсоюзного) туризма самым "беспризорным" в стране оставался самодеятельный туризм, который самостоятельно пытался использовать материальную инфраструктуру отдыха. Попытки административного регулирования потоков массового неорганизованного туризма не приводили к заметному успеху. Дело в том, что самодеятельный или самостоятельный туризм основан на сильнейшей личной мотивации и при этом почти не использует имеющуюся туристскую инфраструктуру. В Советском Союзе игнорирование туристского транспорта, гостиниц, турбаз, учреждений питания было не принципиальной, а вынужденной позицией из-за тотального дефицита соответствующих учреждений.

Изжить или регулировать такой туризм невозможно как раз из-за силы его мотивированности и отказа от использования официальной инфраструктуры. Не случайно в СССР этот вид туризма получил название "дикий". Это не просто недорогой и самостоятельный тур. Это тур вне дестинации. И чем более "исхоженными" представляются выбранные места, тем привлекательнее они для "дикарей". Коллизия одного из любимейших фильмов советской эпохи "Три плюс два" (1963) и состояла в том, что к наслаждавшимся одиночеством у моря молодым людям присоединились непрошенные гости. Власти, как могли, боролись против "диких" пляжей и "диких" туристов, но контролировать палаточные стоянки, дощатые хибары и просто "койки в частном секторе" им было не под силу. Привлекательность "дикого" отдыха состояла еще и в том, что он стирал социальные грани и материальные соображения, выводя на первый план только чисто человеческие качества: смелость, ответственность и взаимовыручку.

В 1960-е гг. на волне "оттепели" началось стихийное массовое движение туристов, в первую очередь молодежи, большей частью по непроторенным маршрутам. В студенческой песне тех лет пелось:

Люди идут по свету,

Им вроде немного надо,

Была бы прочна палатка,

Да был бы нетрудным путь.

Жизнь в походе в палатках, приготовление пищи на костре, минимум снаряжения, часто изготовленного собственными руками, не страшили молодых путешественников. Романтика дороги, неизведанных просторов владела целым поколением "шестидесятников". В центральной полосе России самодеятельный туризм принимал форму походов пешком или на велосипеде, ночевки в палатках у костра. Вырабатывалась своего рода субкультура самодеятельного путешествия. В первую очередь к ней надо отнести авторскую песню – явление, которое пережило расцвет вместе с самостоятельным молодежным туризмом и стало частью песенной и массовой культуры вне туризма. Наиболее массовыми оказались пешие походы "выходного дня", которые не требовали сложной подготовки и существенных затрат. В романтические 1960-е гг. такой отдых был в большом почете. В формате самодеятельного туризма любители путешествий брали на себя все функции туристского сервиса: передвижение, проживание, питание, безопасность. К середине 1970-х гг. в стране насчитывалось около 500 туристских баз, которые могли предоставить ночлег и минимальный сервис для групп самодеятельных туристов.

Тяга к самостоятельному туризму возникла в социальном слое "простых советских людей", поскольку профсоюзные путевки доставались далеко не каждому, а семейный отдых с детьми организовать по путевкам вообще было нереально. Однако соблазн провести весь отпуск на курорте, с минимальными затратами и юмористическим отношением к сервису был велик. Каждое лето на южный берег Крыма и кавказское побережье устремлялись огромные потоки людей с детьми. Поезда брали штурмом, а в прибрежных поселках были сданы не только комнаты, но сараи, веранды и навесы. Экстремалы умудрялись путешествовать автостопом. Самодеятельные путешествия, отдых "дикарями" на море стали частью социокультурных практик советского человека.

Кроме того, только в этом виде стихийного туризма сохранялась коммерческая нотка, поскольку большинство "диких" туристов пользовались услугами частных лиц для найма квартир в курортных местах.

По неполным данным, самодеятельным, или "диким", отдыхом в СССР в 1980-е гг. было охвачено от 20 до 30 млн человек. Клубная самодеятельная организация такого рода туризма была наиболее подходящей, хотя государственные органы постоянно стремились наладить контроль за этой стороной досуга. В 1957 г. была создана Всесоюзная федерация туризма для объединения самодеятельных турклубов и обществ, но она просуществовала всего четыре года, поскольку не были решены вопросы финансирования и организационные структуры.

С 1976 г. в рамках ЦСТЭ при ВЦСПС действовала Федерация туризма, в задачу которой входила в том числе координация деятельности самодеятельных групп, обществ и клубов, которые частью стихийно, частью по инициативе профсоюзов возникали на всех крупных предприятиях и в учреждениях. На рубеже 1980–1990-х гг. в СССР насчитывалось более 800 клубных самодеятельных организаций, в работе которых участвовали не менее 700 тыс. человек. Последней туристской организацией, которая пыталась руководить самодеятельным туризмом в СССР, был Туристско-спортивный союз СССР, созданный в Москве в 1989 г.

Ведомственные структуры, опекавшие самодеятельных туристов, не могли обеспечить их путевками, превратив в организованные группы. Тотальный дефицит мест в гостиницах и на турбазах также не позволял реально наладить функционирование самодеятельного туризма. Отсутствие сервиса делало невозможным управление. Наличие значительного сектора самодеятельного туризма свидетельствовало о неудовлетворенном спросе на туристские услуги при всем могуществе профсоюзного туризма.