Лекция 9. Специфика обучения, его методы и формы

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

– знать особенности, ОГЛАВЛЕНИЕ, закономерности и принципы процесса обучения людей;

– уметь различать виды и методы обучения;

– владеть навыками воплощения в учебном процессе различных форм и видов организации обучения.

Специфика и ОГЛАВЛЕНИЕ процесса обучения

Одной из важнейших составных частей педагогики является дидактика (гр. didaktikos – поучительный) – теория, раскрывающая задачи и ОГЛАВЛЕНИЕ обучения детей и взрослых; описывающая процесс овладения знаниями, навыками и умениями; характеризующая принципы, методы и формы организации обучения.

Как теория обучения дидактика служит основой преподавания всех учебных дисциплин (предметов), а с частными методиками (т.е. методиками преподавания конкретных дисциплин) имеет тесную связь, которая проявляется в том, что первая, изучая общие вопросы, выступает общетеоретической основой частных методик, а последние, изучая особенности преподавания отдельных предметов, обогащают дидактику конкретными данными.

Задачей дидактики является изучение собственно процесса обучения.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Учитель различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику детей и обучаемых, которые, отражая в своем сознании учебный материал, быстро реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны процесса предполагают активное отношение друг к другу.

Для процесса обучения характерны три группы свойств, знание которых помогает определить сферу поисков закономерностей собственно обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков.

Первая группа – неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося.

Вторая группа – обучение определенной цивилизации, специфического социального организма, т.е. направленность воспитания, образования и развитие личности человека; соотношение общего образования с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и ее готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую.

Третья группа обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли.

Структурные элементы процесса обучения часто называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками; к ним относятся:

Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым материалом начинается с его восприятия. Сущность этого познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.

Осмысление изучаемого материала. Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятий означает работу мысли. Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:

1) анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях, по степени их важности для раскрытия сущности этих предметов и явлений;

2) логическая группировка существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений;

3) "мысленное" постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов, явлений и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей;

4) проверка обоснованности, истинности сделанных выводов.

В конечном итоге результатами осмысления учащимися изучаемого материала являются его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов, явлений, процессов и формирование понятий.

В процессе осмысления материала у учащихся формируется умение сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т.е. происходит умственное развитие.

Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала. Запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем осмыслении и понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся. Для овладения изучаемым материалом существенное значение имеет способ запоминания. Как известно, запоминание бывает концентрированным (осуществляется "в один присест"), и рассредоточенным (усвоение изучаемого материала осуществляется в несколько приемов и рассредоточивается во времени). При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний в память долговременную. Вот почему в процессе обучения необходимо рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.

Применение усвоенных знаний на практике. Существенным компонентом познавательной деятельности в процессе обучения является применение усваиваемых знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся. Естественно, что как умения и навыки, так и творческие способности формируются и развиваются в процессе организации многократных упражнений.

ОГЛАВЛЕНИЕ процесса обучения определятся его основными характеристиками:

– принципами обучения, представляющими собой основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения;

– методами обучения, т.е. способами совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности последних, ведущими их от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющими им усвоить конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ образования;

– формами обучения – четко организованными, содержательно насыщенными и методически оснащенными системами познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся;

– средствами обучения, т.е. всеми объектами и процессами (материальными и материализованными), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Обучающий – учитель (преподаватель), который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику обучаемых, развивая ее, формирует у них определенные знания, навыки и умения.

Обучаемые – дети и взрослые люди, которые, отражая в своем сознании учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, называемая преподаванием, так как она призвана побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

В свою очередь, деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни носит название учения, движущей силой которого становится борьба противоречий. Главные из данных противоречий проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать; и т.д.

Процесс обучения детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности обучаемых. В результате перед дидактикой встают все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально эффективного использования достижений других наук, с которыми она устанавливает и поддерживает тесные связи.

По своей сущности обучение – это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние закономерности общественного развития, формирования личности, частных наук, а также закономерности самого процесса обучения, к которым относятся:

1. Соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых. Эта закономерность обеспечивает реализацию желания детей познавать окружающую действительность, предполагает активное стремление педагога дать ученикам те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни.

2. Соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых. Данная закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения.

2. Соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых. Эта закономерность обучения требует от преподавателя учета качества контингента обучающихся, их индивидуальных и социально-психологических особенностей, познавательных возможностей, интересов и характера деятельности в учебное и внеучебное время, обеспечения соответствия учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения. Современное обучение предполагает широкое использование технических средств обучения, которые сегодня достаточно многочисленны и разнообразны. Для того чтобы указанные средства повышали эффективность обучения, необходимо применять их в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кроме того, они должны использоваться продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся.

4. Моделирование (воссоздание) деятельности обучаемого и обучаемых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности. Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особенностям развития современного общества. В связи с этим вся учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной заинтересованности и дополняться трудовой деятельностью, в ходе которой дети могли бы применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Закономерности обучения обусловливают принципы, которые представляют собой основополагающие положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Среди основных принципов можно назвать следующие:

сознательность, активность и самостоятельность в обучении, которая предполагает осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, практическое значение последнего; стимулирует познавательную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и особенно приемов обучения; способствует проявлению инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике;

наглядность обучения, ориентирующая на то, что наглядность должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное ОГЛАВЛЕНИЕ, быть понятной и доступной, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно;

систематичность, последовательность и комплексность в обучении, требующие давать стройную систему знаний учебной дисциплины; связывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных занятий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала;

обучение на высоком уровне трудностей, ориентирующее на постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых, посильность для последних изучаемого материала, темпа его изложения; изучение учебного материала постепенно, переходя от простого к сложному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; доходчивое раскрытие сложных положений без излишней детализации, сообщения избыточной информации; воспитание сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности;

прочность овладения знаниями, навыками и умениями, требующая разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала и прежде всего его основных положений; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; применения изученного учебного материала в практической деятельности обучаемых; стимулирования самостоятельной работы обучаемых, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала;

групповой и индивидуальный подходы в обучении, предполагающие обучение детей согласованным слаженным совместным действиям; формирование в группе обучения положительного психологического климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).

Обучение – многогранный процесс, принимающий различные виды, среди которых обычно различают:

групповое обучение, осуществляемое в составе группы и дающее возможность обучаемым использовать эффект максимального воздействия друг на друга;

индивидуальное обучение, предполагающее работу с каждым конкретным человеком и позволяющее оказывать на него максимальное педагогическое воздействие;

дифференцированное обучение, ориентирующееся на специфический педагогический подход к каждому учащемуся или их группам;

личностно ориентированное обучение, основывающееся на учете личностных особенностей обучаемых;

трудовое обучение, т.е. обучение в условиях трудовой деятельности с формированием у учащихся навыков и умений, необходимых для нее;

коррекционно-развивающее обучение, предполагающее коррекцию и развитие личностных качеств, навыков и умений обучаемых;

обучение одаренных детей, ориентирующее на создание учебных групп или классов, в которых объединяются дети с наиболее развитыми способностями и обучение идет по специально созданным продвинутым программам;

обучение детей из групп риска, т.е. обучение обычно требующих дополнительного внимания детей из трудных семей или лишенных родителей.

Все виды обучения имеют свою специфику, требуют дополнительного внимания учителей, предполагают постоянное совершенствование ими их методической подготовки и специального образования.

Эффективность различных видов обучения также зависит от атмосферы и условий, в которых они осуществляются, от методов обучения, под которыми понимаются способы совместной работы обучающего и обучаемых, от организации познавательной деятельности обучаемых, ведущей их от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющей усвоить конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ образования.

Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.

Личностно ориентированный подход к ученикам. Эта тенденция проявляется сегодня прежде всего в появлении частных школ, которые, конечно, не всегда отвечают образовательным стандартам, но в которых существуют определенные положительные качества. Например, здесь преподают хореографию, музыку, этику и т.д. Кроме того, в любой школе для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план, исходя из уровня способностей, нередко определяемого еще в момент поступления ребенка в школу. Личностно ориентированный подход к ученикам требует большого педагогического профессионализма. Как только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. В общеобразовательных школах такой подход проявляется во внеклассной работе педагога и творчески отработанных учителем элементах урока.

Специализация на ранних этапах обучения. Частым явлением в современных школах стало углубленное изучение определенных предметов. Создаются не только отдельные классы с углубленным изучением литературы, математики, химии и других дисциплин, но и целые школы, направленные на раннее "погружение" учащегося в определенную науку. Знания, получаемые в подобных школах, качественно выше, чем в общеобразовательных. Однако существует опасность "одностороннего" развития личности учащегося. В связи с этим многими педагогами отрицается рациональность такого обучения.

Информатизация процесса обучения. Новым источником информации являются компьютер и Интернет, появление и внедрение которых в процесс обучения повлекло за собой существенные изменения в процессе образования, продолжающиеся до сих пор. Компьютер и Интернет дают возможность использовать те программы, которые в них заложены, и предоставляют огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления информации в компьютерах и Интернете включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты, что позволяет задействовать практически все органы чувств, используемых для восприятия информации; при этом происходит дублирование последней по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник уже нельзя сравнивать с книгой. Многие обучающие программы невозможно отличить от игр. Для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которые ребенку трудно принять как необходимые ему именно сейчас – ведь многим свойственно откладывать решение проблем "на потом". Такой элемент современных компьютерных и веб-документов, как гипертекстовая ссылка, позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией. Важно и то, что компьютер и Интернет позволяют систематизировать материал в виде схем, диаграмм и прочего, которые могут создавать сами учащиеся. Это повышает уровень знаний и развивает логическое мышление.