Специфика методов инженерной психологии

Традиционно выделяемые методы инженерной психологии.

1. Организационные методы, обеспечивающие комплексный подход к исследованию СЧМ (главное - не синтез изолированных исследований, а "синтез нового" знания).

2. Эмпирические способы получения нового знания.

1) психофизиологические методы (исследования или испытания): исследования раскрывают механизмы и закономерности; испытания выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;

2) физиологические методы (определяют затраты организма, "психофизиологическую цену" успешности в труде);

3) наблюдение и самонаблюдение;

4) эксперимент (лабораторный, производственный, "формирующий");

5) диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью);

6) приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий);

7) метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование) - это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.

3. Приемы обработки данных (количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов - имитационные (моделирование с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов и труда в целом).

4. Способы интерпретации данных - в контексте целостного, системного подхода.

Поскольку метод моделирования является наиболее специфичным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это - методы моделирования деятельности оператора в системе "человек - машина". Как отмечает Б. А. Смирнов, сущность метода моделирования - "изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели". Заметим, что модель должна "воспроизводить" ие весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.

Б. А. Смирнов выделяет следующие виды моделирования деятельности оператора.

Психологическое моделирование - это замещение реальной деятельности некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды). Выделяется два основных вида психологического моделирования: 1) внешнее воспроизведение, имитация деятельности и рабочего места оператора; 2) воспроизведение характерных сторон деятельности без внешнего сходства (например, моделирование групповой деятельности по гомеостатической методике, когда несколько человек купаются в разных душевых кабинках и им необходимо так отрегулировать воду, чтобы всех устраивало, - внешне это никак не похоже на "настоящую" работу операторов, но по сути моделирует сложные отношения в бригаде операторов).

Математическое моделирование - исследование деятельности с помощью математических моделей (через формулы, неравенства, закономерности), когда такая модель ставится в соответствие реальному процессу труда.

Статистическое (имитационное) моделирование - имитация деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействия и просчета различных факторов, включая и прогнозирование случайных факторов).

Достоинства статистического моделирования по сравнению с психологическим моделированием заключаются в том, что: появляется возможность его применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда еще реальной деятельности нет и как бы нечего "имитировать"); есть возможность учета основных психофизиологических закономерностей деятельности оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели, где "соответствие реальному процессу" лишь предполагается).

Недостатки статистического моделирования: метод статистического моделирования - "численный, и поэтому результаты, полученные при таком моделировании, соответствуют определенным начальным условиям и исходным данным" (не учитывается изменчивость этих условий и данных). Поэтому "для других условий моделирование необходимо проводить заново", - отмечает Б. А. Смирнов.

Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:

1) на первых этапах - преимущество за методами математического и статистического моделирования;

2) на более поздних - за психологическим моделированием;

3) на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).