Специфика клубного менеджмента

Говоря о менеджменте в учреждениях клубного типа, необходимо отметить совершенно особую природу этого менеджмента, принципиально отличающуюся от менеджмента в сферах профессионального искусства, в сфере музейного и библиотечного дела. В чем же эта особенность?

Все без исключения учреждения культуры существуют и функционируют, во-первых, ради своего посетителя, во-вторых, при обязательном участии своего посетителя. Тем не менее этому посетителю отведена строго ограниченная роль. Значительная часть творческо-производственного процесса в этих организациях происходит без него, он же становится участником только последней стадии этого процесса в качестве зрителя, слушателя, посетителя выставок, лекций, мероприятий. И даже на этом этапе, когда без него не состоится ни спектакль, ни концерт, ни выставка, он выступает в большей степени как объект и в меньшей степени как субъект деятельности организации.

В учреждение культурно-досугового типа (назовем его условно Дом культуры) тот же посетитель приходит с совершенно другой установкой. Здесь он не пассивный созерцатель (слушатель, зритель), а главное действующее лицо. Тот багаж впечатлений, который он приобрел в своей жизни, в том числе и в общении с искусством, с книгой, и который ощутил в себе как потенциальную творческую энергию, он приходит реализовать в своем собственном творческом акте. Поэтому главная функция Дома культуры, даже предназначение — предоставить человеку возможность творческой самореализации. Здесь он выступает прежде всего как субъект деятельности организации, активный участник всех художественно-производственных процессов и только потом уже как объект с точки зрения социально-педагогических задач руководителей творческих коллективов Дома культуры.

Из того, в каких соотношениях выступают категории "субъект" и "объект", видно, в каком направлении сосредоточены усилия менеджмента. Задача менеджмента состоит в том, чтобы спланировать, скоординировать деятельность всех субъектов, осуществляющих творческо-производственный процесс. В театре, филармонии, музее, библиотеке усилия менеджмента направлены главным образом на сотрудников организации, а не на посетителей. В Доме культуры именно его посетители превращаются в субъектов творческо-производственного процесса. И здесь справедливо было бы назвать менеджером каждого руководителя отдельно взятого клубного формирования: кружка, студии и т.п. В каждом из клубных формирований идет свой собственный творческо-производственный процесс; каждое из них играет самостоятельную роль и не зависит, как правило, от результатов деятельности другого формирования. Клубные формирования, таким образом, не являются подразделениями, выполняющими строго определенные функции в рамках единого производственного процесса.

Руководителя кружка, секции можно назвать менеджером, поскольку он выполняет все функции менеджера: планирование, организацию, координацию, стимулирование, контроль. При этом члены этого кружка или секции не являются его подчиненными, поскольку они объединены в коллектив на основе добровольного желания и интереса к делу и, естественно, не получают никакой материальной выгоды.

Деятельность самодеятельного кружка можно назвать творческо-производственным процессом, поскольку в результате этой деятельности рождается некий культурный "продукт" — концертный номер, спектакль и другие художественные произведения или технические изделия. В то же время этот процесс отнюдь не имеет такого строго обязательного характера, как в профессиональных коллективах.

Важно запомнить!

Творческо-производственный процесс, происходящий в клубных формированиях, имеет досуговый характер, и это является его определяющим признаком.

Организационная структура клубного учреждения представляет собой:

ряд клубных формирований (от нескольких единиц до нескольких десятков, что зависит от размеров финансирования), не связанных между собой производственными отношениями, ведущих каждое свою собственную творческо-производственную деятельность;

методический отдел;

вспомогательные подразделения: бухгалтерию и технические службы.

Дирекция клубного учреждения осуществляет общее руководство, которое заключается:

в обеспечении клубных формирований материально-техническими ресурсами, методической помощью (из регионального Центра народного творчества и др.);

организации мероприятий (концертов, выставок, ярмарок, фестивалей, спектаклей и т.д.), на которых клубные формирования могут продемонстрировать результаты своей деятельности;

организации участия своих клубных формирований в общегородских (сельских, районных, региональных) мероприятиях;

установлении партнерских отношений с предприятиями и учреждениями, образовательными организациями города (района, региона и т.д.) с целями:

культурного просвещения;

привлечения новых материальных (в том числе финансовых) и нематериальных ресурсов;

популяризации деятельности клубного учреждения и привлечения новой аудитории;

привлечении новых квалифицированных кадров и в повышении уровня квалификации старых кадров;

обеспечении выполнения учреждением своей миссии, программ и планов.

ОГЛАВЛЕНИЕ творческо-производственного процесса, происходящего в клубных формированиях, связано с выбранным направлением самодеятельного творчества. Традиционными видами этого творчества являются:

"музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов);

театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова);

хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца);

изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства);

цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра);

фото- и киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии);

техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.)".

Самодеятельное творчество неразрывно связано с отдыхом и удовольствием, что и составляет главную мотивацию человека к участию в работе самодеятельных коллективов. Составляющими этой мотивации являются:

смена деятельности и раскрытие способностей человека, не востребованных в его профессиональной занятости;

смена круга общения, ощущение себя частью творческого коллектива, объединенного общим увлечением;

приобретение новых навыков, вплоть до степени мастерства;

возможность активного участия в общественной жизни.

Досуговый характер деятельности самодеятельного коллектива предъявляет свои специфические требования к руководителю этого коллектива. В его лице слиты воедино:

менеджер, планирующий, направляющий, контролирующий и стимулирующий работу всего коллектива и каждого в отдельности;

социальный педагог, ответственный за позитивный и познавательный настрой своих подопечных;

мастер и учитель, носитель профессии.

В клубной деятельности можно отметить, помимо досугового характера, и другие важные отличительные признаки — ее художественную и социально-педагогическую направленность. Е. И. Смирнова называет эти признаки функциями и указывает на то, что они существуют "не порознь, не расположено, а в виде определенного единства, сирессованности, эффекта “наложения” одних функций на другие, когда они выступают в их взаимной детерминированности". Е. И. Григорьева поясняет точку зрения Е. И. Смирновой следующим образом: "Первую группу функций она условно называет “художественными”, вторую — “досуговыми”, третью — “социально-педагогическими”. При этом отмечает, что ослабление социально педагогических функций может “выбросить” явление в сферу неразвивающего, а то и социально негативного досуга. При недооценке функций досуга явление “выносится” в сферу труда или приближается к ней, порождая противоречия: в одних случаях между профессиями, в других (когда деятельность утрачивает признаки отдыха) — между системой соответствующих потребностей человека и невозможностью их удовлетворить в деятельности, обретающей черты “работы”. А вот усиление художественных функций, например художественно-продуктивной, за счет ослабления досуговых или социально-педагогических может “вынести” явление в сферу “настоящего искусства” или “профессионализма”".

Примеров, когда самодеятельное творчество перерастало в профессиональное, немало. Есть целые коллективы: таковы Уральский хор народной песни, Северный хор и др. Множество известных артистов начинали свой путь в художественной самодеятельности.

На заметку

Не ставя перед собой задачи профессиональной подготовки художников, артистов, композиторов и не имея для этого необходимых ресурсов, клубные учреждения,

тем не менее, создают условия для того, чтобы талантливая личность могла попробовать, почувствовать, проверить свои способности.

Не менее важен в клубной деятельности тот социокультурный эффект, что человек, сам попробовавший свои силы в художественном творчестве, начинает активно интересоваться формами профессионального искусства. Именно за счет таких людей расширяется аудитория театров, концертных залов, музеев, библиотек.

"Будучи инженерами, рабочими, агрономами, учителями, врачами, люди, прошедшие школу самодеятельного искусства, навсегда сохраняют в душе стремление к творчеству, к поискам красоты и утверждению прекрасного в жизни. Человек, который прошел школу художественной самодеятельности, не может обойтись без хорошей книги, хорошего кинофильма и т.д., и самое главное, весь уклад жизни этого человека, породнившегося с искусством, становится богаче и ярче. Он тоньше чувствует красоту во всем: в природе, в искусстве, в отношениях между людьми".