Лекция 7. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Специфика гуманитарных наук по сравнению с точным естествознанием очевидна. Любой физик или математик, сталкиваясь с историей, культурологией, литературоведением, сразу ощущает, что эти дисциплины "какие-то не такие". Ему бросается в глаза дефицит точности, проверяемости, объективности. Но с чем это связано? Ответ на данный вопрос позволит дать ответ и на другой вопрос: должны ли гуманитарные науки перестроиться и уподобиться точному естествознанию, или их особенность обусловлена самим их предметом и неизбежно сохранится и впредь? Этот вопрос в XIX–XX вв. не раз становился темой оживленных дискуссий. Позитивисты от Конта до Карнапа и Нейрата утверждали, что есть только один образец научности и только одна научная методология. Ее воплощением является физика. Философия жизни, неокантианство, феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика защищали особый характер гуманитарного познания, обусловленный самим его предметом.

Но что же является предметом гуманитарных наук? Часто говорят, что это науки о человеке. Однако такое утверждение некорректно. Теоретическая медицина или физиология высшей нервной деятельности изучают человека, однако относятся не к гуманитарным, а к естественным наукам. Гуманитарные науки изучают творения человеческого духа. В немецкой философской традиции для них использовалось название "науки о духе".

К творениям человеческого духа относятся произведения искусства, язык, социальные институты и т.д.[1] В то же время социальные институты изучаются также социальными науками, такими как экономика и социология. Они отличаются от гуманитарных наук и ориентируются на методологические стандарты научности, родственные стандартам точного естествознания: используют количественные показатели, математические модели, стремятся делать обобщения и предсказания, которые проверяются наблюдениями и статистическими данными.

Пытаясь очертить сферу гуманитарных наук, мы должны учесть, что грани между науками нечетки и, главное, – меняются на наших глазах. Например, психологию сейчас относят не к гуманитарным, а к естественным наукам. Однако в ней появляются направления, например гуманистическая психология, которые ближе к наукам гуманитарным. Языкознание является классическим примером гуманитарной науки, но математическая лингвистика уже перестает быть таковой. Хотя социология сейчас не является гуманитарной наукой, но такое направление, как "понимающая социология", сознательно стремится вернуть социологии гуманитарный характер. История науки долгое время рассматривалась как вотчина профессиональных ученых; например, история математики была специальностью внутри дисциплины "математика", и то же относилось к другим наукам. Однако в последние десятилетия утверждается самостоятельный и гуманитарный статус истории науки.

Особенность гуманитарного познания попытаемся пояснить на таком примере. Представим себе, что археолог при раскопках захоронения находит косточку мелкого животного. Он может приобщить ее к своим находкам, а может выбросить в отвал. Это зависит от того, сочтет ли он появление в захоронении этой косточки результатом сознательного поведения людей, осуществлявших похоронный обряд, или решит, что ее затащил в погребение какой-то грызун. Для археолога предметом исследования будет то, что можно рассматривать как код, содержащий информацию об образе жизни и намерениях людей далекого прошлого. Можно сказать, что предметы гуманитарной науки выступают как знаки. Исследователь должен прочитать в них информацию о чем-то сугубо человеческом.

Надо подчеркнуть разницу между отношением знака к обозначаемому и отношением причины к следствию. Естественные науки занимаются отношениями последнего типа. Они экспериментально исследуют явление, чтобы вскрыть его причину. Но отношение между знаком и обозначаемым носит совершенно иной, не физический характер. Обсуждая тему знака и значения в контексте гуманитарного познания, мы не имеем в виду того, что называют "естественными знаками" (дым – знак огня и т.п.). Если археолог пытается понять, что означает охра, которой осыпано погребение, то эксперименты с охрой ему мало чем помогут. Он должен понять, что означала охра для осуществлявших такой погребальный обряд людей. Он может выдвинуть гипотезу, что охра в погребении символизировала возрождение. Понятно, что связь между охрой и идеей возрождения имеет иную природу, нежели связь между причиной и следствием в природном мире.

Поэтому гуманитарные науки необходимым образом отличаются от естественных наук.