Специфика этических категорий деловой деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ деловой этики определяется наличием и функционированием специфических понятий, которые представляют собой не что иное, как конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали применительно к условиям определенного вида деятельности.

Исходным понятием деловой этики является понятие профессионального долга, в котором достаточно четко и подробно фиксируются служебные обязанности специалистов в той или иной области профессиональной деятельности. Именно осознание своего профессионального долга побуждает многих специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы. По мнению В. М. Шепеля, нравственные архетипы, которые биологически и исторически заложены в российских людях, предрасполагают их к определенной нравственной манере служебного поведения. Например, российский управленец, любя свою работу, испытывает наслаждение не от обладания властью над людьми, а от возможности быть им по-человечески полезным, зарекомендовать себя незаурядной индивидуальностью. Лишите этого российских руководителей, и многие из них потеряют нравственный смысл заниматься профессиональной деятельностью[1].

Профессиональный долг не только определяет общие правила выполнения специалистом служебных обязанностей, по и порой предписывает его поведение в различных ситуациях, закрепляется в соответствующих кодексах той или иной профессии (психолога, социолога, журналиста и др.). Так, психолог, социолог, врач, военнослужащий могут испытывать давление со стороны некоторых лиц (в том числе и руководящих), стремящихся выведать сведения различного рода из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев. Соблюдение нравственных требований профессионального долга необходимо и важно для специалистов любой профессии. Действительно, легкомысленное отношение к профессиональному долгу весьма негативно сказывается на деятельности специалиста (например, разглашение врачебной тайны, предпочтительное отношение к отдельным больным, пренебрежение нормами санитарии может негативно сказаться на лечении и здоровье больных; игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога может нанести душевную травму обратившемуся за помощью и т.д.).

Составной частью профессионального долга выступает понятие профессиональной ответственности, которое отражает особое социальное и моральное отношение специалиста к другим людям и к обществу и характеризуется выполнением нравственного долга. Профессиональная ответственность определяет способность человека сознательно выполнять нравственные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата. В частности, ОГЛАВЛЕНИЕ данного понятия имеет весьма важное значение для государственных деятелей, принимающих судьбоносные решения для развития личности, общества и государства, для деятельности ученых, исследования которых могут повлиять на жизнь многих людей и всего человечества, а также для психологов, рекомендации которых могут позитивно (или негативно) сказаться на судьбе и здоровье человека, и т.д.

Следующим основным понятием профессиональной этики является профессиональная совесть, которая помогает специалисту посмотреть на ОГЛАВЛЕНИЕ, результаты своего труда с позиций нравственных общечеловеческих ценностей. Так, совесть не позволит деловому человеку обмануть партнера по бизнесу, даже если условия для этого "благоприятны". Профессиональная совесть специалиста поможет ему более глубоко, верно понять проблемы и переживания других людей, завоевать подлинный, а не казенный авторитет.

Важным понятием деловой этики выступает понятие профессиональной справедливости, которая особенно важна для анализа деятельности тех лиц, от которых зависит уровень материального благосостояния подчиненных. Справедливость должна утверждаться и в отношениях между коллегами. Двойные стандарты в оценке своих и чужих, удобных людей и неудобных, союзников и конкурентов разрушают морально-психологический климат в коллективе, негативно сказываются на результатах работы.

ОГЛАВЛЕНИЕ деловой этики наполняют и такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. В них раскрываются отношение личности к самом)' себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем эти категории не тождественны. Понятие профессиональной чести теснее связано с общественным положением человека, с социальным престижем и родом его деятельности. Понятие же достоинства более широкое, исходящее из идеи равенства людей в моральном отношении. Чувства чести и собственного достоинства как нравственные ценности, с одной стороны, выступают формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, с другой — одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе.

Профессиональная честь выражает оценку значимости той или иной профессии в жизни общества, положение, роль представителей определенной профессии в сложной системе общественных отношений.

В современном понимании профессиональная честь включает в себя следующие основные компоненты:

• осознание деловым человеком содержания своего профессионального долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к долгу и обязанностям;

• признание и оценка обществом, коллективом действительных заслуг личности, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции;

• наличие у делового человека постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнить профессиональный долг, сохранить и не запятнать свою честь, что выражается в верности слову, высоком чувстве гражданственности, внутренней приверженности конструктивным общественным традициям общества.

Необходимо упомянуть и о честолюбии. Оно выражает стремление человека упрочить свой авторитет, добиться высоких результатов в труде, спорте, учебе, в стремлении занять более высокую должность. Эти чувства и стремление морально оправданы. Однако тут следует помнить и о категории меры. Если честолюбие не противопоставляется коллективным и общественным интересам, оно способно сыграть положительную роль, повысить социальную активность делового человека. В целом же честолюбие по своему характеру является индивидуалистическим мотивом поведения. Давно известна народная мудрость, возведенная в принцип, — "по труду и честь". Это означает, что авторитет делового человека, его продвижение по карьерной лестнице, поощрения и награды определяются его деловыми и нравственными качествами, отношением к труду, преданностью профессиональному долгу.

Глубокое осознание значимости своей профессии каждым специалистом и составляет сущность профессионального достоинства.

Достоинство делового человека можно рассмотреть в двух аспектах:

• во-первых, как нравственную категорию, отражающую факт социальной значимости личности (объективная оценка ее значимости);

• во-вторых, как внутреннее осознание личностью своей значимости и ценности (субъективная сторона).

Достоинство делового человека отражает, прежде всего, конкретное воплощение и использование им своих прав, свобод, обязанностей, ответственности как самовыражение личности. Следовательно, достоинство как нравственная ценность находит свое проявление в авторитете данной личности, в ее добрых делах и поступках, неразрывно связано с проблемой самоутверждения и самовыражения индивида. В нем обобщаются приоритеты и социальные признаки, ценностные ориентации и убеждения, выражающие самоценность человека, его возможности и способности. Достоинство — это признание своей человеческой ценности, правомочия на уважительное отношение к себе. Недопустимо проявление какой-либо небрежности к работнику как к личности, ограничение его гражданских прав. Чем больше личность испытывает к себе интерес, тем выше ее шансы раскрыть природный и социальный потенциал. Один из постулатов буддийской философии гласит: достоинство, присущее одному человеку, присутствует и во всех.

Следует также отметить необходимость наличия в содержании деловой этики и такого понятия, как нравственная культура личности, которая включает в себя наличие и развитость у личности совокупности социальных качеств и духовно-нравственных ценностей. Профессиональная компетентность делового человека не сводится только к наличию сугубо функциональных показателей, а предполагает синтез всех духовно-нравственных качеств личности. Она не мыслима без опоры на довольно широкие мировоззренческие знания, общую культуру личности.

Необходимо в содержании деловой этики выделить и профессиональный такт, выражающий способность и умение специалиста реализовывать нравственные ценности в конкретных жизненных условиях, особенно в условиях бизнеса, где объектом деятельности в конечном итоге является не материальный продукт, а сам человек.

Выделение основных понятий в содержании деловой этики весьма важно и необходимо в формировании и проявлении нравственной составляющей личности делового человека при выполнении им профессиональных обязанностей.