Специфика электронных переговоров

Электронные переговоры бывают полуавтоматизированными или полностью автоматизированными. Под полностью автоматизированными переговорами принято понимать процесс, благодаря которому две или более стороны торгуются по поводу ресурсов для получения взаимной выгоды, используя инструменты и технику электронной коммерции. В данном процессе два интеллектуальных программных агента вырабатывают решение в электронном виде и затем представляют его для исполнения. Для электронных переговоров требуется сделать программных агентов, запрограммировать их на определенную переговорную стратегию, дать им переговорную информацию, разрешить им вырабатывать решение с людьми или другими компьютерными агентами и формулировать результат переговоров. Цели создания автоматических переговорных систем для электронной коммерции:

1) возможность честных, точных и быстрых переговоров;

2) возможность использования достоинств интернет-технологий, таких как глобальный доступ, многостороннее участие, асинхронное сотрудничество, распределенное выполнение и компьютерные скорости.

Интересно будет также рассмотреть некоторые стороны деловой коммуникации в процессе электронных переговоров. Сам процесс электронных переговоров может быть представлен в виде взаимодействия.

Как правило, программирование на определенный дискурс (переговорная стратегия) происходит заранее, с учетом возможной вариативности в принятии решений с людьми или другими агентами. Цели электронных переговоров непосредственно детерминируют лексико-грамматический "план выражения". Соответственно, сюда закладывается возможность максимально точных и быстрых переговоров, возможность многостороннего участия, асинхронного сотрудничества.

Естественно, следует принимать во внимание тот факт, что в дискурсе электронных переговоров значение кодов и полисемия минимизированы, поскольку переговоры нацелены на максимальную адекватность восприятия и минимизацию интерпретации.

Для каждого агента присущи такие когнитивные составляющие, как определенная вариативность в рамках заданного тезауруса; внутренний дискурсивный динамизм, внешний дискурсивный динамизм. Разумеется, у агента существует индивидуальная когнитивная карта реальности: каждый агент имеет собственную модель окружающего мира. Не стоит упускать из виду и прагматический фактор, а также, априори, неполноту когнитивной карты агента, поскольку агент строит свою модель мира и пополняет свой тезаурус на основе информации, получаемой им из внешней среды. Само собой разумеется, что коммуникация с другими агентами существует для пополнения тезауруса и усовершенствования генезиса когнитивной картины мира. Так называемое интеллектуальное поведение агента включает способность к пополнению тезауруса, совершенствованию лексико-грамматических структур и когнитивных моделей для оптимизации коммуникативных процессов.

Для того чтобы наиболее полно описать дискурс электронных переговоров, нужно рассмотреть различные стили и жанры:

• полуавтоматические или полностью автоматические переговоры;

• переговоры "бизнес – бизнес" или "бизнес – потребитель";

• переговоры между покупателем и продавцом (в меньшей степени политические переговоры, переговоры по выработке расписаний или другие типы переговоров).

Информация является посредником между двумя коммуникантами, в роли которых выступают интеллектуальные агенты. Один из них, используя средства данной знаковой системы, кодирует сообщение, отражающее его представление о некоем явлении или процессе. Этому предшествует определенная ментальная модель. Текст, таким образом, представляет собой отражение ментальной модели первого коммуниканта. Второй, получив текст, декодирует его (в соответствии с правилами, заложенными в языке) и осмысливает результат, т.е. строит свою ментальную модель обсуждаемого явления. Необходимо обратить внимание на тот факт, что для полной идентичности интерпретации необходим искусственный, максимально упрощенный язык, в котором устранена избыточность, характерная для естественного языка, а также омонимия. Нормы и правила коммуникации в процессе электронных переговоров ничуть не меньше регламентированы, чем в процессе их реального аналога. Во многом они детерминируются вышеперечисленными принципами и правилами нетикета.