Специфика делового общения представителей реактивного типа культуры

К реактивному типу культуры относят представителей стран Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Японию, Китай, Тайвань и Сингапур, а также Турции и Финляндии. Для представителей данного культурного формата доминанта коммуникации – достижение гармонии в отношениях. Однако гармония в отношениях не всегда прямо пропорционально соотносится с многословностью. Например, финны как представители реактивного типа культуры в деловых отношениях немногословны и интровертированы. С одной стороны, в менталитете представителей этого типа культуры учитывается цикличность времени, с другой – прослеживается адаптивная тенденция, т.е. имеет место приспособление ко времени, а не распоряжение им. Бытует мнение, что с каждым новым витком времени человек становится мудрее. В организационной культуре присутствует система четких иерархических взаимоотношений. Но по сути своей она напоминает структуру семьи. Поведенческая модель в деловой коммуникации основывается на скромности, вежливости и профессионализме. Когнитивный дискурс функционирует по принципу "монолог – пауза – размышление – монолог". Паузы воспринимаются как очень важная часть деловой беседы. Невербалика не настолько обильна, как у полиактивисткого типа: она скорее носит несколько интровертированный, утонченный характер. Например, общепринятым считается избегание прямых взглядов на собеседника и открытых касаний во время бесед. Нередко можно отметить такой факт, как отсутствие называния по имени во время деловых бесед: это придает беседе некоторую безличность. У представителей данного типа культуры принято соблюдать ритуализированные формальности во время проведения деловых мероприятий. Как правило, все деловые мероприятия четко следуют протоколу и регламенту. Стиль их проведения часто бывает безличным и безэмоциональным.

Г. Миллер обнаружил, что при объяснении своих поступков жители США и Канады (представители индивидуалистских культур) преимущественно используют диспозиционные характеристики ("он поступил так, потому что он несчастный"), а представители азиатских (коллективистских) культур чаще апеллируют к контексту ("он поступил так, потому что был жаркий день").

Г. Хофстеде выделил несколько основополагающих индексов, характеризующих специфику коммуникации в разных культурах (табл. 5.3):

1) индекс индивидуализма / коллективизма, основанный на самоориентации личности;

2) индекс иерархической дистанцированности, отражающий ориентацию на власть и авторитет;

3) индекс степени избегания неопределенности, характеризующий уровень готовности к риску;

4) индекс мужского или женского стиля деловых взаимоотношений, фокусирующийся на ориентации на достижения;

5) индекс ориентации на краткосрочные / долгосрочные отношения;

6) индекс снисхождения к слабостям / сдержанности.

В индексе индивидуализма / коллективизма отражено отношение между индивидом и обществом. Совершенно очевидно, что высокий индекс индивидуализма означает концентрацию личности на себе и собственных достижениях, в то время как высокий индекс коллективизма указывает на подчинение индивида коллективу. В данном случае дифференциация основывается на базовых социокультурных ценностях.

Таблица 5.3

Измерения Г. Хофстеде на примере разных стран

Страна

Индивидуализм / коллективизм

Дистанцированность от власти

Избегание определенности

Мужественность

Россия и страны СНГ

Коллективизм

Большая

Высокое

Высокая

Австралия

Индивидуализм

Малая

Среднее

Высокая

Канада

Индивидуализм

Умеренная

Низкое

Умеренная

Англия

Индивидуализм

Малая

Среднее

Высокая

Франция

Индивидуализм

Большая

Высокое

Слабая

Греция

Коллективизм

Большая

Высокое

Умеренная

Италия

Индивидуализм

Средняя

Высокое

Высокая

Япония

Коллективизм

Средняя

Высокое

Высокая

Мексика

Коллективизм

Большая

Высокое

Высокая

Сингапур

Коллективизм

Большая

Низкое

Средняя

Швеция

Индивидуализм

Малая

Низкое

Слабая

США

Индивидуализм

Малая

Низкое

Высокая

Венесуэла

Коллективизм

Большая

Высокое

Высокая

Иерархическая дистанцированность – это статусное разделение между членами общества, находящимися на разных ступенях социальной лестницы. Индекс иерархической дистанцированности измеряет толерантность социума к неравноправию между вышестоящими и нижестоящими индивидуумами.

Степень избегания неопределенности – это степень избегания риска или стремления к нему. Индекс степени избегания неопределенности отражает терпимость и готовность членов общества к неопределенности ситуации, а также их стрессоустойчивость.

Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения. Жесткая конкуренция, требовательность, стремление к достижениям, относятся к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом жесткого типа поведения характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих. В противоположность этому в странах с доминирующим поведением по женскому типу преобладающими ценностями являются участливость, скромность, акцент на эмоциональный комфорт, альтруизм. В странах с мужским типом поведения ценится работа, позволяющая добиться признания, сделать карьеру, в странах с женским типом – работа в приятном коллективе, взаимопомощь.

Ориентация на краткосрочные / долгосрочные отношения. Индекс ориентации на долгосрочные отношения отражает формирование свойств, направленных на вознаграждение в будущем (например, упорство и экономия). Индекс ориентации на краткосрочные отношения отмечает формирование других качеств, связанных с прошлым и настоящим, (например, уважение к традиции, сохранение своего "лица" и выполнение общественного долга).

Индекс снисхождения к слабостям / сдержанности. "Снисхождение к слабостям" свойственно обществу, в котором принято относительно свободно удовлетворять основные человеческие потребности, связанные с наслаждением жизнью и получением удовольствия (отдых, развлечения и т.п.). "Сдержанность" же соответствует обществу, которое строго относится к удовлетворению нужд и регулирует его с помощью жестких социальных норм. Сюда же Хофстеде относит свободу самовыражения: в "снисходительном обществе" она поощряется, в то время как в "сдержанном" считается излишней роскошью.

Э. Холл, описывая пространственно-временные доминанты в кросскультурной коммуникации, выделяет две системы восприятия времени: монохроническую и полихроническую. В основе "монохроничного" понимания времени лежит тенденция к разделению времени на небольшие отрезки и последовательному выполнению запланированных дел. "Монохроническое" время линейно, поэтому именно в этом контексте применимы выражения "потратить время", "сэкономить время" и т.д. Данный способ восприятия времени характерен для Северной Америки, Германии, Швейцарии. "Полихроническое" восприятие времени, с точки зрения Э. Холла, характерно для высококонтекстных культур, где доминантой является гармония человеческих отношений. Для данного типа времявосприятия совершенно нехарактерно четкое соблюдение временных норм и рамок, пунктуальность. Особенно это заметно у представителей арабских культур и латиноамериканцев. Разумеется, знание данной специфики позволяет максимально эффективно выбирать и использовать коммуникативные стратегии в деловой коммуникации с представителями разных культур.

В модели Клукона – Стродберга представлено шесть критериев оценки культур.

1. Отношение к окружению. Этот критерий может быть рассмотрен с трех позиций: "подчинение окружению", "гармония с ним" или "попытка доминировать".

2. Отношение ко времени. Время неодинаково воспринимается в разных культурах, данный факт отмечен практически в каждой из классификаций. Как правило, все исследователи, по сути, делят время па "линейное" и "цикличное".

3. Природа человека. В зависимости от восприятия природы человека в каждой из культур используется преимущественно автократический или доверительный подход.

4. Ориентация деятельности. В разных культурах деятельность может быть ориентирована на действие, собственно бытие и результат (контроль). Для жителей США характерна направленность на действие. Они много работают в надежде на карьерный рост и финансовое благосостояние. Латиноамериканцы по своему мироощущению ориентированы на бытие. Французы, англичане, немцы ориентированы на контроль, рационализм, логику жизни.

5. Направленность ответственности. Существуют культуры где доминирует "индивидуальная" ответственность (США), и культуры, где доминирует "коллективная" ответственность (Китай).

6. Концепция пространства. Существуют культуры с "открытыми" и "закрытыми" офисными пространствами.

Т. Парсонз выделил пять факторов, определяющих коммуникативную компетентность с представителями других культур.

1. Эмоциональность – нейтральность (дихотомия между эмоциональной и рациональной доминантами).

2. Интересы личности – интересы коллектива.

3. Универсализм – партикуляризм (дихотомия общих и индивидуальных стандартов).

4. Специфичность – диффузорность.

5. Авторитетность – результативность (дихотомия статуса и собственно результативности личности).

В типологии Ч. Хэмпден-Тернера и Ф. Тромпенаарс рассматриваются несколько культурных пространств (США, Западная Европа, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток) с точки зрения отношений к таким параметрам, как окружающая среда (контроль – гармония), время (фиксированное время – текучее время), действие (деятельность – существование), коммуникация (низкоконтекстная – высококонтекстная; прямая – непрямая; эмоциональная – действенная; неформальная – формальная), пространство (личное – публичное), власть (равноправие – иерархия), индивидуализм (индивидуализм – коллективизм), структура (гибкость – порядок), мышление (индуктивное – дедуктивное; линейное – системное). С точки зрения вышеперечисленных дихотомий аспект "деятельность" присущ, например, в большинстве своем США и западноевропейским государствам, а аспект "существование" наиболее полно отражен в культуре Латинской Америки. В Северной Америке время "фиксировано", в то время как на Ближнем Востоке его воспринимают как величину "текучую" и т.д.

С точки зрения методологии нейролингвистического программирования существует понятие предпочитаемого стиля мышления, т.е. стиля переработки информации. Исходя из данной концепции, можно выделить три основных стиля репрезентации мира не только в сознании отдельного индивида, но и в рамках целых культурных пластов: визуальный (восприятие мира в картинках, зрительных образах), аудиальный (звуковая доминанта), кинестетический (доминанта эмоций и ощущений). Можно предположить, что это напрямую связано с языком и когнитивными схемами конкретной социокультурной реальности. Например, в США так или иначе преобладает визуальный стиль (50% населения воспринимают мир глазами), во Франции господствует аудиальная система репрезентации информации, Великобритания представляет собой нечто среднее с преобладанием визуальной доминанты, а страны Востока (особенно арабский мир), Индия, Юго-Восточная Азия имеют однозначную кинестетическую доминанту.

В своей книге "Кросскультурное поведение в бизнесе" Ричард Гестланд выделяет четыре основные особенности социокультурного делового поведения, которые могут привести к коммуникативным неудачам. Данные особенности вытекают из некоторых вышеуказанных когнитивных констант и могут быть представлены в виде дихотомий:

1) внимание на сделке / внимание на взаимоотношениях;

2) неформальный стиль общения / формализованный стиль общения;

3) культуры с жесткими временными рамками / культуры с гибкими временными рамками;

4) эмоционально-экспрессивные / эмоционально-сдержанные культуры.

Если опираться на модель Колба – Фрая, то в деятельностной основе дифференциации культур лежат четыре звена, а именно: действие – опыт – рефлексия – знание. Южные культуры преимущественно ориентированы на действие; северные – на опыт; восточные – на рефлексию; западные – на знание.

По мнению ряда авторов, при дифференциации культур можно учитывать еще некоторые параметры дихотомического плана (такие как рациональность – эмоциональность; оптимизм – пессимизм; открытость – закрытость).

Что касается дихотомии "рациональность – эмоциональность", то, например, рационализм как поведенческая доминанта присущ французам. Следует отметить, что часто французский рационализм находит отражение в скепсисе и недоверии по отношению к партнерам по коммуникации. Американцы – рационалисты с большой буквы. Россияне – эмоциональны. Многие представители арабского, латиноамериканского мира также будут иметь эмоциональную доминанту в коммуникации.

Если говорить о дихотомии "оптимизм – пессимизм", то жители США в большинстве своем оптимистичны. Это выражено и в ментальности, и в дискурсивных стратегиях. Многие представители Центральной и Западной Европы оптимистичны. Россияне в целом – пессимистичный народ. Это обусловлено историческими, социально-экономическими и климатическими причинами.

Если рассматривать дихотомию "открытость – закрытость", то, по мнению Η. М. Лебедевой, в закрытых культурах поведение индивида лежит в плоскости принятых норм и моделей поведения. Нарушение и выход за рамки норм строго осуждается и карается. В открытых культурах, для того чтобы добиться какого-либо результата, необходимо, наоборот, во многом выходить за рамки и отступать от общепринятых норм и моделей поведения. Представители закрытой культуры – японцы. Открытой – жители США.