Специфика авторства общественно-политических текстов руководителей государства во второй половине XX – начале XXI века

В послевоенный период тексты статей и речей руководителей Советского государства становились все более обезличенными, являясь результатом многочисленных согласований, призванных выражать так называемое коллективное мнение. У советских политических лидеров появлялись помощники (или референты), специализировавшиеся на написании текстов выступлений, отчетных докладов и т.п. В своих воспоминаниях некоторые из них называли себя текстовиками. С 1990-х гг. их все чаще стали именовать спичрайтерами (от англ. speechwriter).

Можно выделить несколько этапов русского спичрайтерства.

1. На начальном этапе для партийных лидеров писались лишь заготовки речей, к написанию которых привлекались работники идеологических звеньев ЦК, журналисты газеты "Правда", научные сотрудники Института марксизма-ленинизма, а при подготовке докладов В. М. Молотова и А. Я. Вышинского – сотрудники Министерства иностранных дел. Однако подобные заготовки, как правило, подвергались коренной переработке. Главный редактор журнала "Коммунист" В. Степанов вспоминал, как в 1952 г. вместе с рядом ответственных работников ЦК он был приглашен Г. М. Маленковым для подготовки речи И. В. Сталина на XIX съезде партии, и от того, что они подготовили, осталось лишь одно слово "товарищи": "Речь была абсолютно о другом и неожиданна для всех".

2. Во второй половине 1950-х – начале 1980-х гг. шла отшлифовка спичрайтерской технологии, разрабатывались ее характерные приемы. Так, Н. С. Хрущев активно участвовал в подготовке своих речей, делился со своими помощниками мыслями. Он не писал, а надиктовывал стенографистке, после чего материал возвращался в пресс-группу или отправлялся в соответствующее министерство. В конечном итоге все оказывалось сосредоточенным в пресс- группе. В "постоянный штаб" Н. С. Хрущева входили Г. Шуйский, В. Лебедев, О. Трояновский, Л. Замятин, А. Аджубей. Сам Н. С. Хрущев, как правило, просматривал два раздела: военный и внешнеполитический, который готовился в Министерстве иностранных дел. Сведенный документ читался вслух, а затем, с учетом замечаний, текст рассылался членам Политбюро для правок, и далее первый секретарь решал, что оставить и что выкинуть. Политбюро утверждало текст за два-три дня до выступления. Однако Н. С. Хрущев славился и как автор импровизаций.

Костяк группы, которая готовила тексты для Л. И. Брежнева, составляли "академики" Н. Иноземцев, Г. Арбатов, В. Загладин, А. Бовин. Для шлифовки выступлений А. Н. Косыгина привлекались работники Госплана С. Ситарян и Б. Сухаревский, экономист О. Лацис. По свидетельству А. Бовина, требования Л. И. Брежнева к стилю, форме своих выступлений, его оценка времени и среды показывали "странную смесь здравого смысла и искренней веры в юбилейное “колыхание земли”", наивности ("никаких фальсификаций") и идеологической зашоренности.

3. В период перестройки помощники М. С. Горбачева (А. Черняев, В. Загладин, Ю. Жилин, А. Ермонский, И. Соколов) вынуждены были быстро адаптироваться к политическим изменениям. По воспоминаниям этих людей, они шли "почти вслепую", при этом случайно рождался вербальный ряд эпохи – ускорение, перестройка, новое мышление. По словам А. Н. Яковлева, М. С. Горбачев был первым послесталинским руководителем, который мог писать, умел диктовать, править, искать наиболее точные выражения. Некоторые речи М. С. Горбачев писал сам, но много диктовал, потом "надиктовки" использовали спичрайтеры. Тексты по несколько раз переделывались, потом доводились до сведения в узком кругу: обычно при участии В. Медведева, В. Болдина, иногда А. Лукьянова.

4. В 1990-е гг. произошла институционализация спичрайтерского труда: у Б. Н. Ельцина работали постоянные референты, при Председателе Правительства В. М. Черномырдине действовала группа анализа и планирования. Для Б. Н. Ельцина в ходе одной лишь избирательной кампании 1996 г. командой, в которую входили А. Л. Ильин, В. Ф. Кадацкий, К. В. Никифоров, Л. Г. Пихоя, было подготовлено свыше 400 материалов.

Фактически такие помощники создавали публицистические произведения, т.е. труды по какой-либо актуальной общественно-политической проблеме. Однако они использовали справочные материалы не только профильных министерств и ведомств, но и институтов Академии наук, т.е. опирались на глубокий, по сути дела научный, анализ. Об этом хорошо сказал А. Колесников: "Проза, пьеса, сценарий, газетная статья, журнальный очерк, колонка, речь политика, служебная записка, поздравление большого политика с днем рождения или государственным праздником, проект конституции, программа партии – по большому счету всего лишь разные жанры в работе профессионального “текстовика”. С той лишь поправкой, что спичрайтер еще и профессиональный аналитик и, как правило, все- таки весьма образованный человек".

Среди текстов, с которыми выступают политические деятели, можно выделить следующие:

– большие программные выступления;

– выступления на форумах, съездах, конгрессах в присутствии большой аудитории;

– выступления на митингах и других массовых мероприятиях;

– выступления на заседаниях и совещаниях;

– выступления на встречах с узкими группами руководителей и специалистов;

– общение с населением во время поездок, посещения производственных, культурных, исторических объектов;

– выступления па торжественных и протокольных встречах;

– праздничные обращения.

Каждый из перечисленных видов имеет свою специфику. В частности, особой сферой была и остается международная проблематика: так, при Л. И. Брежневе за внешнеполитическую проблематику отвечал А. Бовин, при М. С. Горбачеве – А. Черняев.

Очевидно, у всех текстов есть непосредственные создатели и заказчики. Случается, что они совпадают в одном лице. Так, в период перестройки вовлеченные в реальную политику А. Яковлев и В. Загладин оказывались одновременно авторами и заказчиками речей.

Политический документ по заданию руководителя государства или политического деятеля может готовить большая группа специалистов, но, озвучивая или публикуя текст, "заказчик" берет на себя ответственность за его ОГЛАВЛЕНИЕ и фактически считается автором текста. Так, "авторов" посланий Б. Н. Ельцина Федеральному собранию обычно вычисляли по длинным спискам получивших благодарность от президента, в которых по аппаратной традиции фигурировало и все начальство. Однако ни разу журналисты не смогли точно указать состав практически неизменной творческой группы. Как позднее писали сами ее участники, вплоть до избрания Б. Н. Ельцина на второй президентский срок они работали в закрытом режиме, придерживаясь "железного правила, что автором всех публичных выступлений в конечном счете является сам президент, а посвящать кого- либо в свою кухню вовсе необязательно". По высказанному в литературе мнению, подобная "неизвестность" компенсировалась сознанием причастности к формированию государственной политики, идеологии, средствам манипулирования общественным сознанием.

Мотивы авторов политических текстов надо пытаться выяснять. Известно, например, что некоторые советские спичрайтеры называли себя "легальными диссидентами". По свидетельству Г. Шахназарова, особо ценилось умение вписать в официальный текст "эзопову крамолу", позволяющую ссылаться на партийные документы. Предметом гордости "текстовиков" был фрагмент доклада на XXIV съезде партии 1971 г., в котором говорилось, что в основе девятой пятилетки должен лежать опережающий рост производства товаров группы "Б", т.е. легкой промышленности.

Помочь в выяснении неизвестных широкой публике деталей могут мемуары самих участников процесса. А. Н. Яковлев вспоминал, например, о подготовке доклада к очередной годовщине Октября для председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного (А. Бовин написал международную часть, сам А. Яковлев – внутреннюю): "Через пару дней встретились, соединили обе части, однако дорабатывать не стали... Доклад я услышал в том виде, в каком мы его подготовили. Без всяких поправок". Однако так бывает далеко не всегда. Общественно-политический текст исторически обусловлен, поэтому пристального внимания требует оценка современной его составлению ситуации, политического фона, который мог послужить катализатором для написания статьи или речи. Необходимо изучение подготовительных материалов, что позволяет проследить историю формирования текста: выявление побудительных мотивов, составление плана, подборка подготовительных материалов (выписок, заметок), подготовка рукописи, последующее редактирование.

По возможности нужно стремиться выявлять (в архивных фондах или в воспоминаниях участников подготовки проекта) все возможные варианты текста. Известно, например, что в 1965 г. помощник Первого секретаря ЦК КПСС А. М. Александров-Агентов дал указание составить несколько вариантов речи Л. И. Брежнева для встречи на Красной площади космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова, совершившего выход в открытый космос. Были подготовлены различные варианты, но те, в которых упоминались реальные трудности (космонавты приземлились в глухом лесу, в 2 тыс. километрах от расчетной площадки), не прошли, поскольку их отверг отдел ЦК, курировавший космонавтику.

Особое место в работе занимает содержательный анализ оконченных произведений с точки зрения установления основных элементов их структуры и композиции. Как правило, политические тексты адресуются массовой аудитории. В ходе источниковедческого анализа надлежит выяснить, кому адресован текст: политическим единомышленникам, оппозиции, широким слоям населения. Особого внимания заслуживает анализ реакции общественности на выступление политического лидера.

Общая схема источниковедческого анализа общественно-политических текстов выглядит так:

– определение авторства текста;

– изучение политической биографии автора текста;

– характеристика общего политического фона на момент составления текста;

– выявление факторов, послуживших поводом к написанию текста, и условий, в которых проходила работа над ним;

– изучение подготовительных материалов;

– характеристика возможного обсуждения и редактирования текста;

– анализ оконченных произведений;

– общественная реакция па публикацию или выступление.