Специальные статусы субъектов в области информационной деятельности

Специальный статус организации, которая ориентирована исключительно на работу с информацией, на осуществление информационных, коммуникационных услуг, получает оформление в законах или иных нормативных правовых актах РФ. Например, Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" в соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяет следующие основные виды библиотек: государственные (федеральные, субъектов РФ, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти); муниципальные; Российской академии наук и других научно-исследовательских институтов и образовательных организаций; предприятий, учреждений, организаций; общественных объединений; частные библиотеки; библиотеки, учрежденные иностранными юридическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ. Естественно, что каждый вид библиотек имеет свой правовой статус, отражаемый в уставе каждой организации. Примером может быть устав Президентской электронной библиотеки им. Б. Н. Ельцина в Санкт-Петербурге.

В процессе формирования и использования государственных информационных ресурсов специализированными организациями используется и особый правовой институт – лицензирование. В этой области реализуется Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В связи с этим возникает множество подзаконных актов по отдельным направлениям деятельности, в том числе и по информационной. На законодательном уровне проблема лицензирования в информационной сфере отражена в Федеральном законе "О персональных данных".

В п. 6 ч. 3 ст. 23 этого Закона сказано, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право "направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных". Например, Положение о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 171, определяет порядок лицензирования указанной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Нормы Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривают и обязательное лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензирование разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Необходимо упомянуть и распоряжение Правительства РФ от 18.10.2007 № 1447-р об утверждении порядка централизованного обеспечения школ лицензионным программным обеспечением. Заметим, что в связи с развитием интернет-технологий остро стоит и проблема лицензирования деятельности таких субъектов, которые занимаются созданием и распространением массовой информации, включая провайдеров Интернета. Особую остроту этот вопрос приобрел в связи с принятием Федерального закона от 28.07.2012 № 139-Φ3 "О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты".