Специальное предупреждение экономических преступлений как функция органов внутренних дел

Специально-криминологический уровень предупреждения преступлений характеризуется совокупностью мер, непосредственно направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Масштаб их применения, как правило, намного меньше, чем общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает, например, целые отрасли хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц [1].

Предупреждение преступлений на специально-криминологическом уровне охватывает мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий, с которыми связано совершение различных преступлений, т.е. обстоятельств, которые формируют антиобщественную позицию лица, "готовность к преступлению", а также создают криминальную ситуацию либо способствуют ее созданию. Указанные мероприятия отличаются от мер общесоциального уровня специальным предназначением и целенаправленностью: решение профилактических задач составляет все их ОГЛАВЛЕНИЕ. Важную роль в их осуществлении играют ОВД.

В предупредительной работе ОВД одно из центральных мест принадлежит специальному предупреждению преступлений экономической направленности. Предупреждение конкретных преступлений осуществляется на основе законодательства, ведомственных актов, регламентирующих порядок хозяйствования и расчетов, а также приказов и наставлений МВД России.

Особая роль ОВД в предупреждении экономических преступлений обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, ОВД осуществляют оперативно-разыскную деятельность, дознание и следствие, борьбу с административными правонарушениями, незаконным оборотом наркотиков и другими негативными явлениями, па фойе которых формируется уголовная преступность и которые обычно сопутствуют экономической, в том числе организованной, преступности. Такая разносторонняя деятельность более

всего отвечает целям борьбы с экономической преступностью, поскольку охватывает широкий круг жизненно важных общественных отношений.

Во-вторых, ОВД располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями. В системе МВД России имеется сеть образовательных учреждений, готовящих кадры, и научно-исследовательских подразделений, где ведутся прикладные и фундаментальные исследования по проблемам предупреждения экономической преступности. Органы внутренних дел располагают для этого необходимой базой статистических данных.

Непосредственное специальное предупреждение наиболее опасных, представляющих угрозу экономической безопасности государства преступлений и руководство этой деятельностью осуществляет в основном Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК). На пего возложено решение таких задач, как непосредственное выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, производство предварительного следствия по которым обязательно и которые затрагивают общероссийские интересы или имеют особое общественное значение, а также должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых в системе федеральных органов власти.

ГУЭБиПК и его подразделения изучают и анализируют состояние экономической (особенно организованной) преступности, прогнозируют развитие криминогенной ситуации, вносят предложения, касающиеся предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности, в вышестоящие органы.

На основе оценки складывающейся или ожидаемой криминогенной ситуации разрабатываются и вносятся руководству МВД России и региональных ОВД предложения об установлении приоритетных направлений предупредительной деятельности. ГУЭБиПК, его нижестоящие звенья организуют и непосредственно осуществляют оперативно-разыскную работу по предупреждению и пресечению экономических преступлений, посягающих на общероссийские и региональные экономические интересы. С этой целью используются гласные и негласные методы оперативно-разыскной деятельности, оперативно-технические и криминалистические средства.

На ГУЭБиПК МВД России возлагается организация разработки и исполнения программ, комплексных планов, целевых операций, направленных на активизацию профилактической деятельности. Оно же координирует деятельность других служб, привлекаемых к проведению операций по предупреждению и пресечению тяжких преступлений, относящихся к компетенции подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.

Подчиненные ГУЭБиПК региональные подразделения проводят систематический анализ развития криминогенных процессов на соответствующем уровне и на его основе вырабатывают меры предупредительного характера, направленные на локализацию и нейтрализацию криминогенных факторов. Как и центральные подразделения, они с использованием гласных и негласных методов выявляют причины и условия, способствующие совершению экономических преступлений, предварительное следствие по которым обязательно, обеспечивают своевременное информирование органов государственной власти и управления о выявленных криминогенных факторах.

Оперативные подразделения городских и районных органов проводят оперативно-разыскные мероприятия по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих преступления, участвуют совместно с сотрудниками других подразделений ОВД и иных правоохранительных и контролирующих органов в проведении целевых комплексных операций.

В качестве примера специального предупреждения экономических преступлений приведем сферу функционирования железнодорожного транспорта России и отметим, что разработка и осуществление мероприятий подобного рода представляют собой процесс не только трудоемкий и долговременный, но и требующий значительного вложения материальных средств.

Планирование и организация специально-криминологических мероприятий опираются на программы, а также на социально-экономические планы как при определении целей, которые могут быть достигнуты, так и при решении вопросов ресурсного обеспечения. Например, мероприятия по предупреждению экономических преступлений, а также защита частной и государственной собственности базировалась на среднесрочной Программе Южно-Уральского УВД на транспорте по борьбе с преступностью на 2005—2007 гг.[2] и на аналогичной программе, принятой на последующий период.

Предупреждение экономических преступлений па уровне специально-криминологических мероприятий разрабатывается и осуществляется но ряду взаимосвязанных направлений, в том числе применительно: к видам преступлений и типам преступного поведения; сферам общественной жизни, в которых проходит формирование человека и складываются ситуации, детерминирующие его поведение; социальным группам, характеризуемым специфическими показателями; отраслям экономики и сферам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, для которых характерны специфические криминогенные факторы; территориальным зонам. Приведенный перечень не исчерпывающий, однако он может быть положен в основу рассматриваемых криминологических классификаций.

В каждом из названных направлений специально-криминологического предупреждения преступности характер и ОГЛАВЛЕНИЕ используемых мер определяются решаемыми задачами, а их форма обусловлена действующим в данном случае звеном системы предупреждения преступлений.

К специально-криминологическим мерам предупреждения экономических преступлений, целенаправленно осуществляемым Управлением внутренних дел на транспорте в целях устранения конкретных криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений на железнодорожном транспорте, относятся как меры-сигналы, т.е. информация, предложения о необходимости целенаправленного воздействия на криминогенные факторы или определенных лиц (группы, контингенты), так и меры, ОГЛАВЛЕНИЕм которых являются непосредственные действия по осуществлению такого воздействия. Это необходимо учитывать в целях четкого уяснения компетенции каждого субъекта профилактической деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ специально-криминологических мер вытекает из подробного изучения обстоятельств совершения рассматриваемых видов преступлений. Эффективность профилактических мер во многом зависит и от правильного представления о действительном объеме, степени распространенности преступлений, от учета латентной преступности.

Специально-криминологические меры (ранние и непосредственные [3]) предупреждения экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, основываются на следующих принципах:

— выбор специально-криминологических мер осуществляется не произвольно, а исходя из требований необходимости и достаточности, характера причин и условий преступлений;

— предупредительные меры подчинены правовой регламентации, которая обеспечивает их эффективность и гарантирует права и законные интересы лиц, находящихся в сфере их действия;

— специально-криминологические меры базируются на общесоциальных, используют профилактический потенциал развития общества и государства;

— такие меры являются обоснованными, т.е. определяются: а) полнотой и правильностью установления и оценки причин и условий, способствующих совершению преступлений; б) соответствием мер по содержанию, интенсивности и длительности применения поставленной задаче; в) наличием реальной потребности в их применении;

— они являются конкретными, максимально "привязанными" к различным видам преступлений и типам преступного поведения и к различным сферам функционирования железнодорожного транспорта с учетом наличия специфических криминогенных факторов;

— эти меры характеризуются реальностью (исполнимостью), социально-экономической целесообразностью; а также

— системностью и комплексностью (включая определение области и условий оптимального применения), взаимосвязанностью;

— они ориентированы на искоренение по возможности основных недостатков функционирования железнодорожного транспорта, деятельности ОВД на транспорте.

Организация предупреждения экономических преступлений предполагает определенную последовательность операций, образующих в своей совокупности завершенный цикл.

1. Выбор целей и задач профилактического воздействия. В зависимости от вида названного воздействия эти цели и задачи существенно варьируются. В целом общесоциальное и специальное предупреждение экономических преступлений имеет целями: локализацию детерминант экономических преступлений; максимально возможную нейтрализацию и ослабление действия факторов преступности посредством последовательной и систематической профилактической работы; экономическое и правовое воспитание социальных групп и отдельных лиц, предрасположенных к совершению экономических преступлений.

2. Выбор субъектов и объектов профилактического воздействия. Поскольку речь идет о профилактике экономических преступлений, в качестве субъектов, естественно, выступают органы и организации, которые призваны обеспечивать правопорядок в сфере экономической жизнедеятельности общества, государства, граждан. Круг субъектов общесоциального предупреждения охватывает как государственные органы, так и общественные организации. В него входят и правоохранительные органы. Их роль в этом случае сводится в основном к выявлению проблем, решение которых требует участия органов власти, к подготовке соответствующих предложений и т.п. Это обеспечивает наряду с совершенствованием системы экономических отношений необходимую антикриминальную направленность принимаемых мер.

В число субъектов специального предупреждения входят прежде всего правоохранительные органы. Их основная задача — не допустить совершения преступлений определенного вида или конкретных преступлений. Поэтому "выбор" субъектов зависит, во-первых, от характера соответствующих преступлений, во-вторых, от функциональной предназначенности того или иного правоохранительного органа.

Объекты специального предупреждения экономических преступлений чрезвычайно многообразны — от системы экономических отношений в целом до конкретных предприятий и отдельных лиц. При выборе объекта профилактических мероприятий учитывается широкий круг факторов, связанных с принадлежностью к той или иной сфере общественного производства, формой собственности, спецификой отрасли, технологией производства и др. Определяющим мотивом при выборе объекта является его "пораженность" экономическими преступлениями.

3. Информационное обеспечение (выбор источников и носителей информации, методов ее получения, анализа). Источники и носители информации должны удовлетворять ряду требований: заслуживать доверия, содержать достоверную информацию, содержать максимум интересующих субъектов предупредительной деятельности сведений.

Информация, используемая в процессе профилактических мероприятий, может быть получена в результате как гласной, так и негласной деятельности, что определено для ОВД Федеральными законами "О полиции" и "Об оперативно-розыскной деятельности". Значение официальной статистической, учетно-отчетной документации чрезвычайно велико, и ее наличие играет в ряде случаев решающее значение. По следует помнить, что оперативные аппараты наделены такими специальными возможностями, которыми другие участники предупредительной деятельности не располагают.

4. Выбор вариантов организации при взаимодействии и координации с другими субъектами предупредительной деятельности. Организация взаимодействия и координация профилактических мероприятий, по сути, непосредственно сливаются с процессом планирования. Планы профилактики разрабатываются чаще всего в форме целевых комплексных программ. Порядок разработки таких планов определен рядом ведомственных документов ОВД. Организационные вопросы не могут быть успешно решены без четкого разграничения функций и ролей участников. Именно здесь могут выявиться недоработки в планировании и несогласованность во взаимодействии и координации.

Непосредственное проведение профилактических мероприятий, их процедуры и само ОГЛАВЛЕНИЕ по мере необходимости корректируются и уточняются. Контроль за ними осуществляется параллельно с внесением изменений в ранее намеченные планы.

5. Подведение итогов и анализ выполнения плана (программы). Результаты предупреждения экономических преступлений следует оценивать не только количеством предупрежденных преступлений или числом выявленных потенциальных преступников, но главным образом — экономическим эффектом, а также разработкой и реализацией предложений, касающихся совершенствования методов учета и контроля. Иными словами, необходимо принимать во внимание не только количественные показатели, но и качественные изменения системы хозяйствования, которые впоследствии могут оздоровить ситуацию, снизить уровень преступности.

Профилактика экономических преступлений может быть эффективной только при условии комплексного применения совместных усилий различных правоохранительных, контролирующих органов и граждан.

Так, на усиление контроля за производством товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, обращает внимание А. С. Хачатрян: "Борьба с производством, хранением, перевозкой либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), предполагает использование помимо уголовно-правовых и общесоциальных средств не менее важных специальных криминологических мер их предупреждения"[4].

В частности, специализированными субъектами предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ и совершаемых на предприятиях общественного питания, являются правоохранительные органы, в том числе ОВД. Однако информация о нарушениях прав потребителей, которую постоянно получают общества защиты нрав потребителей и которая представляет оперативный (криминологический) интерес для правоохранительных органов, к ним целенаправленно не направляется.

Например, органы по защите прав потребителей при местной администрации проводят спор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей и извещают об этом контролирующие службы и органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг). По данным опроса специалистов, такого рода информацию следует направлять и в правоохранительные органы. Однако Роспотребнадзор и Госстандарт информацию о выявленных обстоятельствах таких нарушений направляют в ОВД лишь по усмотрению руководства данных ведомств.

Вместе с тем своевременное выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере обеспечения качества и безопасности товаров и продукции общественного питания, принятие мер по их устранению или нейтрализации — действенное профилактическое средство, препятствующее распространению таких деяний.

В нервую очередь следует учитывать, что сфера совершения подобных преступлений — область контроля и надзора не только ОВД, но и многих контролирующих и надзорных государственных органов, в число которых входят: Роспотребнадзор и его территориальные органы; Россельхознадзор и его территориальные подразделения; Госстандарт и его территориальные органы; а также органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Россельхознадзором.

В случае выявления фактов обращения некачественных товаров должностное лицо соответствующего контролирующего органа составляет протокол об административном правонарушении и дает предписания об устранении выявленных нарушений.

Следует отметить, что правонарушения, предусмотренные ст. 14.4 КоАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил", являются самыми распространенными па потребительском рынке в Москве. Пресечение подобного правонарушения можно рассматривать как основное средство предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Массовое распространение продукции, опасной для здоровья граждан, создает прямую угрозу здоровью населения, общественной безопасности.

Если при проведении проверки будет установлено, что товар (услуга) может причинить вред жизни и здоровью потребителей, должностное лицо контролирующего органа обязано выполнить следующие действия:

а) довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (услуге), о способах предотвращения возможного вреда;

б) принять меры к недопущению причинения вреда путем приостановления производства (хранения, реализации) товара и отзыва товара с рынка.

В частности, для предотвращения вреда жизни и здоровью потребителей органы Роспотребнадзора направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров, выносят требования о снятии с производства таких товаров, прекращении выпуска и продажи таких товаров, прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах, об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей.

На основании требований технических регламентов контролирующие органы вправе принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов[5]

Территориальные подразделения указанных федеральных органов во время проведения проверок в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" безвозмездно отбирают образцы товаров и продуктов с целью проведения исследования (испытания) в аккредитованных испытательных организациях (лабораториях). Эти лаборатории выбираются на конкурсной основе. За проведение исследования (испытания) территориальные подразделения перечисляют лабораториям деньги, которые выделяются из федерального бюджета специально на эти цели.

Таким образом, для того чтобы внести предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов, а также собственников (руководителей) предприятий общественного питания о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в данной сфере потребительского рынка, сотрудникам ОВД необходимо обращаться в территориальные подразделения контролирующих органов, которые обладают информацией о таких обстоятельствах.

Особое внимание должно уделяться социально значимым группам товаров, в том числе пищевой продукции.

Анализ выявленных сотрудниками подразделений контролирующих органов нарушений при проведении надзора показывает, что среди них преобладают такие показатели несоблюдения обязательных требований, как несоответствие требованиям безопасности. Это относится прежде всего к продукции пищевой промышленности, в которой часто обнаруживаются бактерии группы кишечной палочки.

Источниками информации о нарушениях на предприятиях общественного питания, связанных с невыполнением требований к безопасности продуктов, являются:

- граждане, жизнь или здоровье которых были поставлены под угрозу, либо которые визуально обнаружили на предприятиях общепита, его подсобных помещениях, прилегающей территории некачественные продукты питания;

- сотрудники ОВД в процессе оперативно-служебной деятельности;

- граждане, оказывающие содействие либо сотрудничающие с ОВД на конфиденциальной основе;

- информация контролирующих органов;

- сотрудники оптовых или розничных организаций, осуществляющих реализацию продукции подобного вида, которые готовы поделиться информацией с сотрудниками ОВД с целью устранения конкурентов.

Таким образом, сотрудникам ОВД необходимо взаимодействовать с заинтересованными контролирующими органами, их территориальными отделами (инспекциями), получать от них информацию о причинах и условиях совершения преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ. Эффективность такого взаимодействия заключается в том, что но всем выявленным нарушениям сотрудники контролирующих органов собирают материал для привлечения виновных лип, к административной ответственности. Хорошая организация взаимодействия сотрудников ОВД с территориальными подразделениями заинтересованных ведомств будет способствовать повышению качества ежемесячного анализа состояния рассматриваемого вида преступлений и принятию в соответствии с законодательством РФ мер по устранению причин и условий, способствующих совершению деяний, направленных против жизни и здоровья потребителей в сфере общественного питания.

Анализ деятельности подразделений ЭБиПК в г. Москве показал, что для предотвращения (нейтрализации) угроз жизни или здоровью потребителей, исходящих от реализуемой им продукции общепита, не отвечающей требованиям безопасности, а также в целях устранения причин и условий, способствующих совершению подобных преступлений в сфере общественного питания, необходимо использование комплекса мер, которые направлены на профилактику (недопущение) в том числе новых преступлений, поскольку безответственность и безнаказанность правонарушителей способны вызвать еще более тяжкие последствия. В зависимости от времени применения эти меры можно классифицировать следующим образом.

1. Ранняя профилактика[6]:

— анализ криминогенной обстановки в сфере общественного питания, факторов, се обусловливающих, прогнозирование криминогенной ситуации;

— обобщение и распространение положительного опыта работы по борьбе с правонарушениями в сфере общественного питания;

— обучение сотрудников полиции общественной безопасности тактике выявления и документирования правонарушений на потребительском рынке;

— информационно-пропагандистское обеспечение деятельности полиции общественной безопасности по правовой защите потребительского рынка;

— регулярное освещение в СМИ: а) результатов проводимых операций и мероприятий, наиболее характерных видов нарушений правил оборота продуктов питания на предприятиях общественного питания; б) вопросов защиты прав потребителей и борьбы с правонарушениями на потребительском рынке.

2. Непосредственная профилактика [7]:

— вынесение постановления о производстве проверочной закупки (после поступления информации о незаконном изготовлении либо сбыте пищевой продукции, не отвечающей требованиям безопасности);

— проведение группой проверочной закупки на территории нахождения предприятия общественного питания;

— изъятие (отбор) образцов товаров и продуктов с целью проведения исследования (испытания);

— проведение исследования изъятого (закупленного) товара. Образцы продукции, полученные в ходе проверочной закупки, в зависимости от вида товара направляются на исследование либо в экспертно-криминалистическое подразделение при органе внутренних дел, либо в ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздрава России, либо, например, в ФГУ здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора. Например, экспертизу рыбы и икры в охлажденном, замороженном или консервированном виде проводит испытательная лаборатория ФГУII "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ВПИРО). По другим группам товаров исследования и экспертизы проводят специализированные либо аккредитованные территориальными управлениями (отделами) Роспотребнадзора и Ростехурегулирования лаборатории. Перед специалистами этих учреждений ставится вопрос: представляет ли опасность для жизни и здоровья потребителя представленный на исследование образец?

— если в акте проведенного специалистом исследования будет указано, что представленный товар признан некачественным, опасным для здоровья и не подлежит реализации, необходимо установить каналы его поступления, места хранения и сбыта, организаторов и соучастников преступной деятельности.

3. Постпенитенциарная профилактика[8]:

— выявление комплекса причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению данных преступлений;

— внесение в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенных) о принятии мер по устранению причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений, которые связаны с реализацией продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;

— в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, направление в органы прокуратуры информации для принятия мер в соответствии с законодательством РФ;

— оказание профилактического воздействия (индивидуальная профилактика) на лиц с противоправным поведением — организаторов и соучастников подобной преступной деятельности;

— осуществление профилактической деятельности среди потребителей, потерпевших от преступных посягательств (виктимологическая профилактика), в целях изменения их виктимного поведения по отношению к предприятиям общественного питания.

Отметим, что деятельность правоохранительных органов по установлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению, осуществляемая при расследовании конкретных уголовных дел, является частью профилактической деятельности, направленной на снижение уровня преступности.

Итак, специальное предупреждение экономических преступлений должно быть направлено на разработку мер по повышению эффективности мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.