Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон "О специальной оценке условий труда", предусмотревший упразднение процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда (т.е. оценки соответствия рабочих мест нормативным требованиям охраны труда). Порядок проведения этой аттестации многократно менялся, но так и остался далеким от совершенства.

Цель аттестации (а теперь и цель специальной оценки условий труда) была – побудить работодателя сделать рабочие места безопасными и безвредными, во избежание травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, что в свою очередь привело бы к сокращению расходов (в том числе и бюджетных) на компенсационные затраты за работу во вредных условиях труда.

Аттестация предполагала измерение уровней действующих в зоне рабочих мест вредных и опасных производственных факторов, сравнение их с гигиеническими нормативами и, в зависимости от уровня или превышения какого-либо измеренного производственного фактора над ПДК или ПДУ, устанавливала соответствующие классы условий труда; осуществляла проверку безопасности технологического оборудования, полноту и качество обеспечении работников спецодеждой.

По ее результатам формировались определенные списки лиц: кому следует проходить медицинские осмотры, кто должен получать молоко, кто – спецодежду, каким работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, полагаются какие-либо компенсации.

Но механизм реализации аттестации не предусматривал никакой экономической заинтересованности в ней работодателя. Всего с 1 сентября 2008 г. по 1 января 2013 г. аттестация была проведена лишь в 110 тыс. организаций (2% от действующих хозяйствующих субъектов) и с 1 января 2014 г. была упразднена.

Специальная оценка условий труда регулируется нормами Федерального закона (аттестация проводилась по правилам, предусмотренным актами Минтруда России) и призвана устранить недостатки аттестации.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий но идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов и с учетом применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В этом СОУТ схожа с аттестацией, но подходит к решению соответствующих вопросов более строго.

Методика проведения СОУТ должна утверждаться федеральным органом исполнительной власти.

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении труда надомников, удаленных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Закон не распространяется на оценку условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

Работник вправе присутствовать при проведении СОУТ на своем рабочем месте и получать соответствующие разъяснения. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить его с результатами оценки, которые работник при необходимости может обжаловать.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возложены на работодателя. Он проводит ее совместно со специальной организацией (или сразу с несколькими организациями) на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров, в которых указывают порядок и размер оплаты за выполнение работ.

Организации, которым разрешено проводить СОУТ, заносятся в специальный реестр. Они должны отвечать определенным требованиям:

• в уставных документах должен был отражен такой вид ее деятельности, как проведение СУОТ;

• в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору (на штатной основе) и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. В том числе организация должна иметь не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

• в качестве структурного подразделения организации должна иметься испытательная лаборатория (центр), прошедшая государственную аккредитацию в установленном законом порядке.

Порядок допуска таких организаций к проведению СУОТ, порядок их регистрации в соответствующем реестре, порядок приостановления и прекращения деятельности устанавливаются Правительством РФ.

Экспертами организации, проводящей СУОТ, могут быть лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие сертификат эксперта на право выполнения работ по СУОТ. Данные об этих лицах заносят в специальный реестр экспертов. Эксперты должны иметь:

1) высшее образование;

2) дополнительное профессиональное образования, ОГЛАВЛЕНИЕ программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

3) опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Закон определил перечень подлежащих занесению в соответствующие реестры сведений, характеризующих организации и экспертов. Эти сведения подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Закон также определил ряд условий, при которых организации, проводящие СОУТ, или их эксперты не могут проводить СУОТ на определенных предприятиях. Например, не могут проводить СОУТ:

• должностные лица органов государственного надзора, а также государственной экспертизы условий труда;

• организации, а также их руководители, должностные лица и эксперты, которые являются учредителями (участниками) предприятий, на рабочих местах которых проводится СОУТ, или которые состоят в близком родстве или свойстве с учредителями этих предприятий или с должностными лицами этих предприятий, которые несут ответственность за организацию и проведение СОУТ;

• организации, проводящие СОУТ, – на своих рабочих местах и др.

Для организации и проведения СУОТ работодатель образует своим приказом соответствующую комиссию с нечетным числом членов и утверждает график ее проведения.

В состав комиссии включают представителей работодателя, в том числе специалиста по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии).

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия, помимо прочего, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичными рабочими местами признают такие, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми СИЗ. При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводят на 20% рабочих мест от общего числа таких мест (но не менее чем на двух рабочих местах) и ее результаты применяют ко всем аналогичным рабочим местам.

Периодичность проведения СОУТ – не реже одного раза в пять лет.

Внеплановую СУОТ проводят в течение шести месяцев после наступления следующих событий:

• ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

• по предписанию государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями;

• при изменении технологического процесса, применяемых материалов, сырья, используемых средств индивидуальной и коллективной защиты, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень

воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

• несчастный случай на рабочем месте, выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

• предложения профсоюзных организаций или иного представительного органа работников.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов – это процедура установления соответствия имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса утвержденному классификатору.

Если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте не будут идентифицированы, то условия труда на данном месте признаются комиссией допустимыми. При этом исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов не проводятся, а работодатель подает в территориальный орган федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства (Государственную инспекцию труда) декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям, которая будет действительна в течение пяти лет. Если в этот период на данном рабочем месте не произойдет несчастный случай или не будет выявлено профзаболевание, то срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет. При наступлении этих обстоятельств проводится внеплановая СУОТ, а действие декларации прекращается.

Если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте будут идентифицированы, то проводят их исследования и измерения, а декларацию подавать не нужно.

Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляют в отношении рабочих мест:

• работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

• работникам которых в соответствии с нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

• на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Все идентифицированные вредные и опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям, осуществляемым испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СУОТ.

При проведении исследований должны применяться аттестованные в установленном порядке методы и методики измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Результаты проведенных исследований и измерений оформляют протоколами. По ним осуществляют отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к соответствующим классам (подклассам) условий труда.

Исследования и измерения не проводят на тех рабочих местах, где создана угроза жизни работников и экспертов. Условия труда на таких рабочих местах относят к опасному классу условий труда. Соответствующие решения оформляют комиссионно протоколом, копию которого работодатель в течение 10 рабочих дней направляет в Государственную инспекцию труда.

Испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения следующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса:

1) температура воздуха;

2) относительная влажность воздуха;

3) скорость движения воздуха;

4) интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения;

5) напряженность переменного электрического поля промышленной частоты (50 Гц);

6) напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Гц);

7) напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

8) напряженность переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

9) напряженность электростатического ноля и постоянного магнитного поля;

10) интенсивность источников ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 200–400 нм;

11) энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-А (400-315 нм), УФ-В (315-280 нм), УФ-С (280- 200 нм);

12) энергетическая экспозиция лазерного излучения;

13) мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений;

14) радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, СИЗ и кожных покровов работников;

15) уровень звука;

16) общий уровень звукового давления инфразвука;

17) ультразвук воздушный;

18) вибрация общая и локальная;

19) освещенность рабочей поверхности;

20) концентрация вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы (антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа, а также концентрация смесей таких веществ в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра));

21) массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны;

22) тяжесть трудового процесса (длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений);

23) биологические факторы (в соответствии с областью аккредитации испытательной лаборатории (центра));

24) напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых:

а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);

б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции);

в) связана с длительной работой с оптическими приборами;

г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат.

По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяют на четыре класса.

Оптимальными условиями труда (1 класс) считают такие, при которых на работника не действуют вредные и (или) опасные производственные факторы или их уровни не превышают установленных гигиенических безопасных для человека норм и при этом создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимыми условиями труда (2 класс) признаются такие, при которых на работника не действуют вредные и (или) опасные производственные факторы или их уровни не превышают установленных гигиенических безопасных для человека норм, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс) считают такие, при которых уровни воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные гигиенические нормативы.

По уровню воздействия на организм работника и изменению его функционального состояния вредные условия труда подразделяют на подклассы:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) – условия труда, вызывающие изменение функционального состояния организма, которое, как правило, не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня (смены), и при этом увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) – условия труда, способные вызвать после длительного воздействия (15 и более лет) стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) – условия труда, способные в период трудовой деятельности вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности);

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) – условия труда, способные в период трудовой деятельности привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).

Опасными условиями труда (4 класс) считают такие, при которых уровни воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов в течение рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника с высоким риском развития острого профессионального заболевания.

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на одну степень. Критерии классификации условий труда на рабочем месте будут установлены методикой проведения специальной оценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяют для:

• осуществления контроля за состоянием условий труда работников и реализации мероприятий по их улучшению;

• информирования работников: об условиях труда, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся им гарантиях и компенсациях;

• обеспечения работников СИЗ, а также оснащения рабочих мест СКЗ;

• организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

• установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• оценки уровней профессиональных рисков;

• решения вопроса о связи заболеваний работников с воздействием на них вредных и опасных производственных факторов, а также для расследования причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Результаты СУОТ оформляют отчетом по установленной форме, который подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СУОТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

В этот же срок он обязан разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения СУОТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СУОТ.

Организация, проводившая СУОТ, обязана в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передать в Федеральную государственную информационную систему учета результаты проведения СУОТ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Такой документ содержит достаточно большой перечень сведений как в отношении работодателя, на рабочих местах которого проводилась СУОТ, так и в отношении организации, проводившей СОУТ.

Например, в отношении каждого рабочего места, на котором проводилась СОУТ, передаче подлежат следующие сведения:

а) индивидуальный номер рабочего места;

б) код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

в) страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;

г) численность работников, занятых на данном рабочем месте;

д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника;

е) основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии);

ж) сведения о произошедших за последние пять лет несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у работников, занятых на данном рабочем месте;

з) сведения о качестве результатов проведения СОУТ (соответствие или несоответствие результатов проведения СУ ОТ требованиям федерального закона в случае проведения экспертизы качества СОУТ).

Экспертизу качества СОУТ осуществляют территориальные органы государственной экспертизы условий труда по представлениям территориальных органов Федеральной инспекции труда, а также, но уже на платной основе, по заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков. Результаты экспертизы проводивший ее орган передает в информационную систему учета.

В качестве переходных положений установлено, что организации, которым в установленном порядке было разрешено проводить аттестацию рабочих мест, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно. А если срок действия этих аттестатов истекает в 2014 г., то до 31 декабря 2014 г. включительно.

Если на каких-то рабочих местах организации была проведена аттестация до 1 января 2014 г., то СОУТ в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств проведения внеплановой СОУТ.

С 1 января 2015 г. в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателями установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

Согласно ст. 14.54 КоАП РФ нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка ее проведения с 1 января 2015 г. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. Для лиц, ранее подвергавшихся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, санкции повышаются: штраф для должностных лиц составляет от 40 000 до 50 000 руб., возможна дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; штраф для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб., возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусмотрел и ответственность экспертов организаций, проводивших специальную оценку условий труда. За совершение при ее проведении административного правонарушения согласно ст. 14.54 они несут административную ответственность как должностные лица.

В заключение данной главы добавим, что указанные выше дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в зависимости от результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”". Эти тарифы (табл. 5.1) применяют с целью повышения заинтересованности работодателей в улучшении условий труда на рабочих местах.

Таблица 5.1

Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в зависимости от результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса, %

Опасный

4

8,0

Вредный

3,4

7,0

3,3

6,0

3,2

4,0

3,1

2,0

Допустимый

2

0,0

Оптимальный

1

0,0