Сознательность и активность

В основе принципа сознательности и активности эдукации лежат установленные наукой закономерные положения:

1) подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;

2) сознательное усвоение знаний и норм поведения зависит от ряда условий и факторов – мотивов деятельности, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.;

3) собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и воспитуемости, оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа осуществляется путем соблюдения правил обучения. Они сформулированы для педагогов, по в полной мере могут быть применены и студентом для собственного воспитания.

1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения и воспитания: покажите их своим ученикам, объясните важность и значение, раскройте перспективы.

2. Обучайте и воспитывайте так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял требуемых действий, предварительно и глубоко, не осознав их.

3. Используйте все виды и формы познавательной деятельности, объединяйте анализ с синтезом, индукцию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением. Чаще применяйте аналогию. Чем младше возраст школьников, тем чаще следует начинать с индукции.

4. Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия; раскрывайте их, опираясь на знания и опыт, используйте образные сравнения. Не вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых вы не рассчитываете.

5. Используйте силу взаимообучения и взаимовоспитания. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит или делает товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить и показать товарищам ваши лучшие ученики.

6. Давайте своим ученикам новые стимулы для учения и воспитания, те, что кроются в самом процессе и его результатах. Заставьте полюбить процесс формирования самого себя – это одно из главных наслаждений в жизни.

7. То, что ученикам неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, формами поведения, там нет сознательного обучения и воспитания.

8. Ставьте учеников в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и нормативными требованиями.

9. Обучение и воспитание будут более успешными, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

10. Учителю мало знать свой предмет. Он обязан знать детское незнание и уважать его, понимать подлинную причину и устранять ее, не пытаясь прибегать к силовому давлению.

11. Учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом; выделяйте главное, добивайтесь в первую очередь понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.

12. Ставьте трудную цель, подчеркивайте ее исключительную трудность и вызывайте уверенность в том, что она непременно будет достигнута. Цель может быть неинтересной, но вера в возможности преодоления трудностей способна очень сильно мобилизовать школьника.

13. Ничему не следует учить, опираясь на один лишь авторитет, но всему нужно учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.

14. Чтобы каждый ученик мог отвечать у доски свободно, не задерживал класс и не сбивал темп урока, перед ним должна быть опора (схема, таблица, конспект, алгоритм). Уверенность, хорошее самочувствие и настроение способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

15. Применяйте возможно более простые средства обучения и воспитания. Не увлекайтесь компьютерными и мультимедийными средствами. Виртуальная реальность никогда не совпадает с действительностью. Выводите детей из виртуального обмана, который создается компьютерными сетями.

16. Контролируйте факторы, отвлекающие внимание учеников от объекта изучения – как внутренние (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на уроке и т.п.), так и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и др.), устраняйте неблагоприятно действующие причины из учебно-воспитательного процесса.

17. Как можно чаще используйте вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие сознательного и развивающего обучения.

18. Помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.

19. Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы своих учеников, развивайте и направляйте их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.