Лекция 7. Сознание: происхождение и сущность

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные философские и психологические концепции сознания, иметь представление о его происхождении, структурной организации и функциях, понимать место и роль языка в формировании и функционировании сознания;

уметь различать сознательное и бессознательное в психике человека, отличать осознанные поступки от бессознательных импульсивных действий;

владеть навыками эффективного использования собственного сознания для решения как познавательных, так и практических жизненных задач.

Сознание как сущностная характеристика человека

Понятие сознания издавна присутствует практически во всех философских рассуждениях, касающихся человека. В большинстве случаев употребление данного термина связано с указанием на сущностную характеристику человека, отличающую его от всех других живых существ и выделяющую его из царства животных. Этимологически слово "сознание" является калькой с древнегреческого συνείδησις. В составе этого слова содержится предлог συν – согласованность и множественное число от είδησ'α – идеи. Тогда перевести συνείδησις можно как согласованность (гармония) идей. Однако этот греческий термин переводится на русский не только как сознание, но и как совесть – слово, являющееся калькой с того же συνείδησις'а, поскольку, несмотря на то что ныне за ним закрепилось иное значение, по-старославянски ведать – значит знать.

Сознание в собственном смысле слова сближается по своему значению с совестью, как морально окрашенное знание. В этом смысле обладать сознанием означает быть в состоянии не только иметь представление о том или ином предмете, но и нести ответственность за последствия своих действий, предпринятых на основании этого представления.

В классической философии под сознанием понимается некая существующая в человеке, его душе способность, сила, объединяющая человеческий род общностью знаний, ощущений, практических деяний и поступков и отличающая человека от всех других живых существ; способность, отличающая человека, выделяющая его из царства животных.

Сознательность – обладание сознанием – это прежде всего вменяемость человека, ответственность за все совершаемое им. Поэтому обладать сознанием, быть в сознании – значит находиться в состоянии "целенаправленной напряженности", интенциональности душевных сил, вне действия которых само бытие человека в качестве человека становится проблематичным.

Момент обобщенности, сопряженности нашего знания не только с предметом знания, но и с чем-то универсальновсеобщим, имеющим смысл и значение для многих людей, а в идеале и для всего человеческого рода в целом, и составлял основу философского подхода к исследованию сознания. Пытаясь определить специфику человека, философы чаще всего видели ее в разуме, обладании сознанием, что может быть кратко выражено в целенаправленном характере деятельности человека. Это означает, что еще до совершения действия человек имеет представление о том, каким должен быть его результат. В действиях человека непременно присутствует это самое долженствование, представление о том, как должно быть.

Так, мастер, делающий стол, уже заранее знает, каким он должен быть, и когда работа окончена, может оценить ее результат, сопоставляя то, что у него получилось, с тем идеальным образом стола, который он имел до того, как приступил к работе.

Таким образом, реальный результат человеческого действия благодаря наличию представления о должном может быть оценен по степени его соответствия идеальной цели. Оцениваться может не только результат, по и само действие, например танец, роль, рассуждение, которые также могут быть сопоставлены с идеальным образцом исполнения. Но, пожалуй, наиболее важной разновидностью таких "оцениваемых" действий являются моральные действия, ценность которых определяется не созданным предметом или качеством исполнения, а соответствием неким моральным нормам и идеалам. Оценка действий по их соответствию моральным нормам обычно применяется в отношении действий, выражающих и устанавливающих межчеловеческие отношения. Такие действия – обычно их называют поступками – составляют квинтэссенцию собственно человеческой деятельности.

Ценность действия (или его результата) зависит от того, как далеко отстоит оно от того конкретного "образа совершенства", на который это действие ориентировано. Человеческие действия подлежат оценочным суждениям, потому что они всегда ценностно-ориентированы (интенциональны). Вследствие этого не все, что делает человек, можно назвать собственно человеческим действием. Физиологические, рефлекторные и некоторые другие действия, не направленные на достижение определенной цели, не отличаются от тех, которые совершают животные. Если действие совершается без замысла, то его следствие даже не заслуживает называться результатом.

Человек сам предполагает свою цель, сам "располагает" ее впереди своего действия и оценивает это действие по тому, насколько его результат совпадает с предзаданной целью. Иными словами, человек сам создает трансцендентное, определяет его как цель и устремляется к ней, но он может и отказаться от этого стремления, сменить ориентиры, создать новые. Из данного различения вытекает следствие, которое можно отнести к числу наиболее важных для понимания и объяснения человеческих действий именно как действии сознательных.

Для животного достижение определенного результата есть побочное следствие выполнения генетически заданной программы, хотя по своим результатам действие животного может быть похоже на человеческое. Например, когда птица вьет гнездо, появляется новый объект, необходимый для выведения птенцов, но является ли это гнездо осмысленной целью птицы? Вряд ли, ведь ее свободной воли здесь нет, она не может произвольно изменить конструкцию гнезда или вообще отказаться от его создания. В данном случае мы имеем дело с реализацией заранее заданного алгоритма, т.е. с действием, которое можно назвать целесообразным, но не целенаправленным.