Сознание как самосознание

Понимание сознания как действия, направленного на ОГЛАВЛЕНИЕ знания, получает широкое распространение в рационалистической философии Нового времени. Правда, в новой философии понимание сознания обретает секуляризированный характер и четко выраженный гносеологический и логикометодологический смысл. Сознание понимается как нечто выходящее за пределы индивидуального бытия человека, как свойство некого трансцендентального субъекта. В рамках данной традиции человек рассматривается в первую очередь как существо, способное к познанию, а эта способность возникает благодаря причастности каждого отдельного человека к некому внеисторическому, универсальному и общему для всех людей разуму или "чистому сознанию".

Отправной пункт рассуждений – абстрактное понятие познания в его обезличенной, деперсонализированной форме. Традиция опирается на достаточно сильные допущения: отождествляемость, воспроизводимость, прозрачность актов сознания, их полная реставрируемость – от исходных звеньев до завершающих. На основе этих допущений вводится образ усредненного, инвариантного, самоидентичного сознания, одинакового для любого человека, находящегося в любой пространственно-временной точке. Универсальность сознания выражается через понятия "естественного света разума" (Р. Декарт), "каждого нормально мыслящего" (Б. Спиноза), "каждого, чей мозг в порядке" (Э. Гуссерль) и др.

Именно в рамках новоевропейского рационализма формируется концепция сознания как самосознания. Сфера сознания – действие, направленное на соотнесение знания, с одной стороны, с предметом, а с другой – с уже существующей системой знания. Согласно рационалистической традиции действие "со знанием" – это и есть действие самого знания, его самосознание.

Действие сознания состоит в том, что достижение всякого нового знания, с одной стороны, направляется уже имеющимся знанием, а с другой – соотносится и согласовывается с ним, как бы продолжая "прочерчивать" уже начатую в далеком прошлом линию. Благодаря этому постоянному продолжению уже начатого движения процесс познания обладает определенной инерционностью, не допускающей остановок, разрывов и резких перемен курса.

Сознание как соотнесенность с естественно-природным

Идея естественной связи всего сущего, которой руководствуется философский эмпиризм Нового времени, связывает природную реальность и деятельность, направленную на овладение этой реальностью, в единое целое. Таким образом, сознание оказывается не трансцендентным, а имманентным миру. Оно выступает той общей основой, благодаря которой чувства и мысли отдельных людей, составляющие ОГЛАВЛЕНИЕ их индивидуального опыта, обретают законосообразный характер и выступают как нечто трансиндивидуальное или интерсубъективное.

Эмпирическая традиция в понимании сознания концентрирует внимание на человеческой натуре, "организованном теле". Присущие человеку виды психической активности представляются как продукт естественной эволюции, как вырастающие из рецепции животных благодаря последовательному накоплению и генетическому закреплению арсенала средств освоения действительности. Субъектом отношения к миру становится здесь не чистое сознание, а человек, для которого сознание выступает лишь одной из многих его характеристик (хотя и очень важной). Центральная нервная система управляет действием, формирует поведенческие реакции, и человеческий мозг как продукт развития центральной нервной системы, орган сознания, выполняет на высшем уровне ту же функцию управления социокультурным поведением человека. Таким образом, функция сознания – организация действия, в свою очередь, действие есть наиболее адекватная форма внешнего обнаружения сознания.