Созидание человеком образа мира в себе самом

Реальным и непосредственным примером того, чему человек подражает с первых дней своего земного существования, выступает образ жизни: сначала – семьи, а потом и образовательного учреждения, социума. К этому более или менее активно добавляются примеры из средств массовой информации, произведений искусства, книг... Так в течение всей жизни у каждого из нас складывается важнейший фактор развития личности – образ мира. Он становится активным фоном нашего бытия, пространством самореализации человека, демонстрируя нам положительные и отрицательные образцы жизни в самых различных политических, экономических, социокультурных условиях; фоном проявлений ментальности, этнического своеобразия, межличностных отношений, характеров, судеб; позитивного и негативного – в невероятном количестве их сочетаний и конкретных проявлений. Не менее различно и отношение конкретных людей к одним и тем же фактам и явлениям, и самым сложным из них – другим людям.

Человек становится во многом таким, каким видит, воспринимает, понимает и по тем или иным критериям оценивает окружающий мир, ибо он выступает не пассивным объектом его влияний, но активным субъектом их оценки и доступного выбора того, что представляется значимым для собственной жизни. Чем полнее картина мира, информация о присущих ему взаимосвязях и зависимостях, видение реальных и мнимых ценностей, приобщение к явлениям духовности и культуры (т.е. чем продуктивней восприятие человеком пространства и времени своего бытия, созидание образа мира в себе самом), тем более высокую планку образа жизни во взаимообусловленности его ценностных оснований и полноты человек не только задает себе как идеал, желанный социально и личностно ценный индивидуальный образец, но и проявляет усилия к действительному, через трудности и преодоления, достижению этого идеала. Субъективная картина объективного мира – это главный обобщенный результат опыта его познания; понимания важности гибкой адаптации к меняющимся условиям, сложности и последствий их преодоления (или непреодоления); опыта отношения к миру; способности видеть противоречивость поступков людей и обстоятельств.

Так разворачивается и продолжается созидание своего, индивидуального, образа жизни. Именно поэтому он и оказывается интегративной (т.е. обобщенной, взаимодополняющей) характеристикой едва ли не всех ипостасей социальности: единства целей, ценностей, материальных условий, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения как отдельного человека, семьи, так и производственных, учебных, общественных организаций и объединений людей. Образ жизни формируется в результате взаимодействия людей и окружающей природной и социальной микро- и макросреды: она – через государственное устройство, средства массовой информации, формы общественного сознания (науку, религию, искусство), через бытовые традиции и условия – влияет на человека, но и он, реализуя собственную активность, воздействует на среду, создавая свой образ жизни. Это последнее – едва ли не самое главное, ибо разрушает возможность самооправдания, пассивного ожидания, ощущения жертвенности, которые не только выступают результатами, проявлениями бессилия перед обстоятельствами, но и провоцируют такие проявления. При всей очевидности роли экономических и социальных, природных и этнических, региональных и местных, семейных и бытовых условий, которыми определяется наш образ жизни, и сами люди являются участниками создания этих условий. Естественно, каждый выбирает, конструирует свой вариант образа жизни, основываясь на собственных возможностях, представлениях, оценках. В одних и тех же или похожих условиях каждый человек может прилагать усилия, стремясь создать или выбирая свой образ жизни, но, каким бы он ни был, – это образ мышления, действий, отношения к людям, общения с ними.

Постановка и осуществление целей демократизации и гуманизации общества суть сложнейший социальный эксперимент, реализуемый участием не только "сверху" (законами, указами и директивами, созданием политической и экономической базы, государственными службами и иными структурами на федеральном, региональном и местном уровнях и т.д.), по и "снизу", т.е. непосредственно из недр общества, конкретного социума. Преобразование социума невозможно без активного субъекта и объекта гуманизации – человека, без преобразования его среды: гуманная среда так же открыта человеку, как человек – этой среде. Более того, очевидно, что если среда, люди оказываются вне процесса гуманизации общества, его менталитета, ценностей и идеалов, то насильственное осуществление этого процесса обречено оставаться не более чем звонким лозунгом. Именно поэтому так важно влиять на человека, на его среду, его образ жизни. Кроме того, нельзя не учитывать растущее сопротивление таких негативных явлений, как терроризм, преступность, национализм в условиях полиэтнической и поликонфессиональной страны, рост безработицы, детской безнадзорности, родительской жестокости и других проявлений падения нравов, фиксируемых как в семьях, так и на производстве. В этих условиях любой положительный опыт деятельности, скажем, социальных педагогов и социальных работников, добровольцев-волонтеров из числа студентов, молодых рабочих, других общественников, не остающихся равнодушными к чужим бедам и пытающихся бескорыстно помочь попавшим в беду людям, – такой опыт достоин поощрения, демонстрируя общественно приемлемый вариант решения проблем гуманизации.

Возвращаясь к образу жизни, отметим, что важная особенность данного феномена – устойчивость большинства его компонентов (положительных и отрицательных; профессиональных, бытовых, семейных и др.) в течение относительно длительного времени. Она создает ощущение стабильности, защищенности, не исключая при этом стремления что-то изменять, преодолевать или совершенствовать. Не случайно многие черты, обычаи, традиции трудовых коллективов, семей, общественных объединений или организаций передаются из поколения в поколение. Своего рода социальной преемственностью многое объясняется в сообществах и в характерах отдельных людей, осуществляющих такую преемственность в меняющихся условиях.

Образ жизни непременно несет черты общего (менталитет страны, формы политической власти, экономический уклад и т.п.), особенного (своеобразие региона, предприятия и т.д.) и единичного (данный коллектив, данная семья, школа, наконец, данный человек). Каждый из уровней этой иерархии влияет на других и испытывает влияние на себе.

По какой бы из уровней мы ни рассматривали, какую бы соответствующую ему психолого-педагогическую задачу ни решали (от разработки основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений, механизмов и путей ее реализации до поиска форм эффективной поддержки работы над собой конкретного человека), на успех можно рассчитывать, лишь имея в виду всю иерархию, т.е. возможно более широкий круг параметров образа жизни.

Чтобы получить как можно более целостное представление о человеке при любой конкретной ситуации, надо представлять и образ его жизни, поскольку в нем проявляются черты внутреннего мира человека, в свою очередь, многое формирующего в его образе жизни. И это – жизнь человека, потому что в ней сосредоточены практически все его проявления как существа социального. Это именно образ жизни человека, потому что он отражает и воплощает представления человека о том, какова она есть и какой, с его точки зрения, могла бы и должна быть.