Создание системы образования в Российской империи (1782-1801)

Создание в 30–60-е гг. XVIII в. новых типов учебных заведений, при приеме в которые приоритет отдавался представителям конкретных сословий, создало в короткие сроки иллюзию необходимости раздельного и индивидуального для каждого сословия образования. Постепенное осознание ошибочности подобного пути привело к подготовке в 70-е гг. XVIII в. проектов коренных изменений в российском образовании, основанных на сочетании западноевропейских идей с отечественными образовательными традициями. Однако попытка возвращения к традиции всесословного характера общего образования, когда дворянство и крепостные будут учиться вместе, многим показалась невозможной мерой и проявлением либерализма, а предлагавшие это деятели, в частности П. В. Завадовский и Ф. И. Янкович, были отнесены общественным мнением к либералам и вольтерьянцам. Вместе с тем, уже в начале XIX в. в ходе следующей реформы они были объявлены консерваторами с весьма нелестной характеристикой.

Одной из важнейших причин проектировавшейся реформы стало то, что Академический и Московский университеты, профессиональные училища и академии, дворянские учебные заведения, академическая, московская, казанская гимназии, учебные заведения Синода, частные учебные заведения не были связаны в единую систему.

Упорядочивание управления системой образования началось с Правительствующего Сената. Указом о разделении Сената на департаменты (1763), на III департамент было возложено управление Академией наук и гражданскими учебными заведениями. Следующим шагом стало создание на всей территории Российской империи Приказов общественного призрения, открывавшихся в соответствии с "Учреждениями для управления губерний Всероссийской империи" (1775). На приказы было возложено "попечение об установлении и прочном основании народных школ". Они обязаны были открывать училища в городах и селениях "для всех, кто добровольно пожелает учиться в них, в чем однако же никому нс чинить принуждения, но отдать на волю родителей отдавать детей в школу, или оставлять дома". Уже в первые несколько лет по инициативе Приказов общественного призрения были открыты училища в Москве, Туле, Рязани, Новой Ладоге, Санкт-Петербурге, Ярославле, Вологде, Олонце, Петрозаводске и др. Предметами обучения назначались чтение, письмо, рисование, арифметика и Закон Божий для детей православного исповедания. Для детей из бедных семей обучение было бесплатным, обеспеченные родители вносили плату по возможности. Решение этих задач существенно облегчалось назначением губернаторов руководителями приказов и включением директоров народных училищ губернии в качестве их членов. Финансирование училищ происходило из трех источников: вклады императрицы и членов императорского дома; пожертвования частных лиц; средства Приказов общественного призрения. Поступавшие суммы вкладывались в банки, прежде всего в Государственный резервный банк, по вкладам начислялись проценты, шедшие на текущие расходы училищ. В целом, финансирование так же, как и управление, стало носить государственно-общественный характер.

Для разработки общих принципов функционирования системы образования в России была создана Комиссия об учреждении народных училищ Российской империи (1782–1803) под руководством Петра Васильевича Завадовского (1739–1812). В ее основные задачи входило создание по всей территории Империи народных училищ, разработка единых учебных планов, издание и распространение учебных пособий, подготовка учителей. Все учебные заведения Российской империи, кроме Московского университета, подчинялись ведению Комиссии на общих основаниях. В качестве образца для проведения реформы Комиссией был взят "План австрийской учебной системы" (1774), определенной коррективой к которому служили Рекомендации, составленные императрицей Екатериной II. План являлся предварительной разработкой для "Устава народных училищ в Российской империи" (1786) и включал в себя три типа народных училищ. Средние народные училища были признаны императрицей Екатериной II не соответствующими образовательным традициям России и в Устав не вошли. Активным разработчиком названных документов и проекта реформы был Федор Иванович Янкович де Мериево (1841–1814), организатор и руководитель системы учебных заведений в сербских землях Австрийской империи.

П. В. Завадовский, руководитель Комиссии народных училищ Российской империи. Портрет конца 1770-х гг.

Целями намечающейся реформы являлись построение системы образования в России на основе возвращения к принципам всесословности, общедоступности, бесплатности; установление преемственности всех ступеней и форм получения образования; упорядочивание управления системой учебных заведений и их финансирования. В качестве ведущего принципа функционирования системы образования признавался ее государственный характер, но с сохранением общественного влияния. В основу проекта системы учебных заведений в России была положена вполне очевидная идея о том, что профессиональная подготовка нуждается в твердом общеобразовательном фундаменте, ее результаты должны иметь практическую (а не узкопрофессиональную) ценность.

Ф. И. Янкович де Мериево, организатор системы образования в России в 1782–1802 гг.

К моменту издания "Устава народным училищам в Российской империи" (1786) только в Санкт-Петербургских народных училищах уже числилось 2612 чел. К 1789 г. в стране существовало около 170 народных училищ, из них главных – 43 в каждом центре губернии. При главных училищах существовали пансионы для сирот и приезжих. В каждом районе городов (район – 200–700 дворов) открывались малые народные училища. В Москве, например, таких училищ было открыто 17.

Руководство деятельностью народных училищ осуществлял председатель Приказа общественного призрения, попечитель училищ своей губернии, как правило, губернатор. Для непосредственного управления училищами избирался директор народных училищ – "любитель наук, порядка и добродетели", утверждавшийся в должности генерал-губернатором. Он должен был заседать в Приказе общественного призрения губернии и не реже двух раз в год представлять в приказ ведомости по установленной форме о состоянии народных училищ, пансионов и школ, находившихся в его ведении. На основе ведомостей Комиссия народных училищ составляла общую ведомость, которая в конце года подносилась па рассмотрение императрице. Для надзора за малыми народными училищами в уездных городах попечитель избирал смотрителя, который наблюдал за деятельностью училищ и направлял ежемесячные рапорты в Приказ общественного призрения на имя директора народных училищ.

Малые и главные народные училища являлись в полном смысле всесословными учебными заведениями. Например, на протяжении 15 лет существования московского Главного народного училища (1786–1801) из него было выпущено 3791 учащийся, из которых 2421 (64%) – дети крепостных.

Таким образом, почти 2,5 тыс. крепостных только в Москве получили полное среднее образование и в соответствии с Уставом были подготовлены к поступлению в университет. Дети представителей всех сословий, отлично окончившие главные народные училища, могли получить 14 чин "Табели о рангах" и личное дворянство (при его отсутствии). В малых народных училищах Москвы процент крепостных за этот же период колебался от 35 до 75%.

Во всех учебных заведениях Российской империи, не только во вновь учреждаемых, вводился новый способ учения, основанный на единых задачах, формах и методах обучения. Он распространялся на народные училища, учебные заведения Святейшего Синода, кадетские корпуса, профессиональные учебные заведения, частные пансионы, университеты. Об этом были даны соответствующие распоряжения всем архиереям, губернаторам и генерал-губернаторам. Если принять во внимание, что все существовавшие на момент реформы средние и высшие учебные заведения России реформировались в соответствии с общим Планом для народных училищ, то, очевидно, речь шла об установлении преемственности между различными уровнями и типами учебных заведений. В этой связи у выпускников главных народных училищ было достаточно широкое поле выбора места продолжения образования.

В целях установления единообразия требований к учителям и учащимся были выпущены "Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи" (1782), а также "Правила для учащихся в народных училищах" (1782). Эти документы были рекомендованы в качестве образца и для других типов учебных заведений. "Руководство учителям" предназначалось для начального этапа обучения, к которому относились первые и вторые классы малых и главных народных училищ. Учителям третьего и четвертого классов Главных народных училищ следовало руководствоваться "Правилами, предписанными в предисловиях учебных книг". Теоретической основой для составления "Руководства" послужила "Ручная книга, потребная магистрам иллирических неуниатских малых школ в десаро-кралевских государствах" (1776, Вена) в двух частях: "Об учителях" и "Об учебных предметах и учебном наставлении начине" австрийского педагога князя И. И. Фельбигера (1724– 1788). Из этой книги были заимствованы главы, посвященные способу учения, и соотнесены с российскими традициями воспитания и обучения. Данное "Руководство" было составлено Ф. И. Янковичем де Мериево с небольшой правкой императрицы, прежде всего, в целях определения учебных и нравственных ориентиров для лиц, собирающихся выступать наставниками детей 7–10 лет. С 1786 г. "Руководство" распространялось на все начальные учебные заведения Российской империи. В ходе предварительной работы над ОГЛАВЛЕНИЕм "Правил для учащихся..." была рассмотрена книга И. Фельбигера "О должностях человека и гражданина". Эта книга была переведена и переработана по указанию императрицы, а ее фрагменты легли в основу "Правил для учащихся".

Учебные пособия для всех учебных заведений подлежали определенной унификации. К 1800 г. было завершено составление полного комплекта учебных пособий по учебным предметам для всех классов народных училищ.

К началу XIX в. было открыто около 350 главных и малых народных училищ, в которых обучалось около 25 тыс. детей.

Реформа первоначально предусматривала создание сети университетов в России. В 1786 г. Комиссии на имя П. В. Завадовского был дан именной указ о составлении "Плана университетов и гимназий, в разных местах Империи Нашей заводимым" с указанием основать университеты в Пскове, Пензе и Чернигове. В основу Плана был положен новый проект устава (1784) Московского университета и "План австрийской учебной системы". В соответствии с Указом от 16 октября 1786 г. П. В. Завадовскому, как директору Государственного заемного банка, разрешалось использовать на проектирование новых университетов около 570000 руб. По проекту Комиссии, на ОГЛАВЛЕНИЕ каждого университета отводилось около 40000 руб. в год. В своем докладе Комиссия предложила основывать университеты по одному, проверяя заложенные принципы их функционирования. В 1787 г. проект Плана был представлен императрице, однако нс подписан.

Таким образом, можно говорить о том, что на основе произведенных коренных изменений была создана система образования в России, объединившая на общих принципах функционирования отдельные системы учебных заведений; была установлена единая система управления и финансирования учебных заведений; подготовлен проект организации учебных округов во главе с университетами, который, однако, не был реализован в ходе данной реформы.

С воцарением императора Павла I (1796–1801) происходила дальнейшая реализация положений реформы, нс вызвавшая принципиальных изменений в системе образования. Можно лишь отметить организацию в 1797 г. Ведомства учреждений императрицы Марии. В результате убийства императора Павла I в 1801 г. на главные посты в стране выдвинулись новые лица, представлявшие иные, весьма радикальные для того времени взгляды, что обусловило коренные преобразования государственного аппарата и, как следствие, новую реформу системы образования. Вряд ли можно говорить о ее целесообразности через несколько лет после проведения предыдущей, однако в условиях реформы государственного аппарата подобная мера была неизбежной. Как и предшествующая, она охватила все составные части системы.