Создание квазирынка в системе здравоохранения Великобритании

В сфере здравоохранения одной из первых стран, внедривших квазирынок, стала Великобритания. С 1 апреля 1991 г. начала действовать Национальная служба здоровья (National Health Service, NHS), основными целями создания которой были рост эффективности медицинских расходов, расширение потребительского выбора и повышение доступности информации, необходимой для снижения затрат и расширения выбора.

До реформы регионы получали денежные средства, которые распределялись по районам (и по больницам, соответственно) согласно специально разработанным формулам. Основное нововведение реформы проявилось в разделении функций закупщика и поставщика медицинских услуг. Финансовые ресурсы перечисляются региону на подушевой основе и корректируются на возрастную структуру и общее состояние здоровья населения. Закупщик (районная администрация) в рамках такой системы предъявляет спрос на медицинские услуги в соответствии со сложившимися тенденциями потребления медицинской помощи в регионе. Например, он решает, сколько операций по установлению искусственной почки необходимо, и выставляет контракт на торги. Поставщиками медицинских услуг являются самоуправляемые организации врачей и больниц, которые участвуют в конкурентной борьбе за контракты, предлагаемые закупщиком.

В 1990-е гг. результаты реформ в Великобритании были довольно противоречивы. При этом исследователи отмечают сокращение времени ожидания в очередях (прежде всего, на плановые операции) и повышение эффективности медицинских расходов в целом. Другие исследования показывают, что существенных изменений в качестве медицинской помощи не произошло. В 2000-е гг. реформы были продолжены. В основном они заключались в более точной спецификации институциональных ролей участников квази-рынка, при этом основное разделение закупщиков и поставщиков сохранилось. Пациенты, по-прежнему, являются лишь получателями медицинских услуг и не оказывают прямого воздействия на аллокацию ресурсов в системе здравоохранения. Большой упор последних реформ делается на расширение возможности выбора пациентами поставщиков медицинских услуг. С января 2006 г. пациентам, нуждающимся в неэкстренной помощи, предлагается клинически обоснованный список возможных поставщиков для получения наиболее качественного медицинского обслуживания. С апреля 2008 г. по совету врача первичной помощи пациент может выбрать любого врача-специалиста или больницу на территории страны, включая частные и независимые организации, которые соответствуют стандартам NHS и установленным ею уровню издержек. Источник: Connolly S., Munro А. (1999). Economics of the Public Sector. Prentice Hall Europe. P. 375–380.

Другим направлением реформ по внедрению элементов рыночного механизма является использование соплатежей населения за медицинскую помощь. Соплатежи представляют собой оплату пациентом определенной доли стоимости получаемой им услуги. Сегодня они приняты во многих развитых странах, где для пациентов установлены максимальные (предельные) суммы, которые могут быть в несколько раз меньше себестоимости самих услуг. Например, в Германии стоимость дня пребывания пациента в госпитале составляет около 10 евро, остальное оплачивается за счет страхового или государственного финансирования. Такая система позволяет, с одной стороны, сокращать избыточный спрос на медицинскую помощь, решая проблему морального риска, а с другой – увеличивать ресурсы системы здравоохранения.

В России реформы здравоохранения начались еще в конце 1980-х гг., до перехода экономики к рыночным отношениям, и активизировались после 1991 г. с внедрением новых механизмов финансирования – обязательного и добровольного медицинского страхования[1]. Система здравоохранения унаследовала многие важные черты организации медицинской помощи, сложившейся в СССР. Основным был территориальный принцип прикрепления пациентов к поликлиникам и больницам по месту жительства, финансирование осуществлялось из государственного бюджета. В таких условиях возможности выбора пациентов практически отсутствовали. В 1991 г. был принят Закон "Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации"[2], согласно которому основным источником финансирования медицинской помощи являются фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) – федеральный и территориальные, а у населения появилась возможность выбирать медицинское учреждение и за пределами места прикрепления. Новый инструмент добровольного медицинского страхования (ДМС) посредством выбора страховщика фактически позволяет потребителю выбирать поставщика медицинской помощи. Вместе с тем, по сравнению с развитыми странами, в российской системе медицинской помощи возможности выбора для пациента по-прежнему являются довольно ограниченными. Система финансирования до сих пор остается многоканальной, с сохранением существенной доли бюджетного финансирования, недостаточной развитым ОМС и незначительной долей (в основном, корпоративного) ДМС.