Современные теории справедливости: эгалитаристская, меритократическая, либертарианская

Эгалитаристская модель была представлена теорией Руссо (равная индивидуальная собственность, преимущественно трудовая, равный доступ к коллективной, общенародной собственности), марксизмом (равный доступ к коллективной, общенародной собственности) и теорией Джона Ролза (частичная уравнительная коррекция результатов функционирования общественных институтов, которые создают неравенство в потреблении). Идеал Руссо в современных условиях является абсолютно архаичным, вторая же идея, свойственная марксистскому пониманию социализма, нарушает границы самого понятия справедливости, поэтому преобладающей позицией в пределах эгалитаристского понимания социальной справедливости является концепция Дж. Ролза.

Меритократическая теория предполагает распределение по заслугам (в духе знаменитого платоновского утверждения, что "для неравных равное стало бы неравным"). Ее современные представители — Д. Белл, Дж. Гэлбрейт. Эта теория возникла в изменившемся мире, в условиях новых экономических рисков, расслоения общества по образовательному принципу, возникновения проблем, связанных с политикой государства по отношению к эмигрантам, а также с политикой развитых постиндустриальных стран по отношению к государствам третьего мира.

Основной тезис данной теории состоит в том, что доступ к престижным социальным позициям должен быть открыт только для тех индивидов, которые способны к осуществлению общественно важных функций, и в той мере, в какой они на это способны. Парадигматическим (образцовым) рассуждением меритократического понимания справедливости является аристотелевская мысль о том, что флейты должны доставаться лучшим флейтистам или распределение благ должно соответствовать заслугам индивида, которые не совпадают с наследственно-аристократическим достоинством, но характеризуют ценность самого индивида независимо от его социальных и исторических корней. Именно заслуги должны определять не просто доступ к функциональным социальным благам, но и всю полноту общественного статуса, связанного с ними. Осуществление общественно важных функций должно быть сопряжено с пропорционально неравным вознаграждением, которое касается знаков почета и уважения, а также потребительских благ.

В рамках данной теории выделяются радикальный и умеренный варианты. Радикальный вариант настаивает на разрушении тех институтов, которые производят незаслуженные неравенства (семья, индивидуальная собственность с правом дарения и наследования и т.д.), на жестком формальном ранжировании индивидов в соответствии с их способностями (сначала потенциальными, а затем проверенными в определенной сфере деятельности). Однако этот вариант меритократии, как и ранее радикальный эгалитаризм, является по своей сути проектом преодоления человеческой природы, что дискредитирует его в свете ограничений понятия справедливости.

Умеренно меритократический вариант предлагает корректировать деятельность институтов, связанных с незаслуженным распределением в сторону большего соответствия личным заслугам индивида.

Либертарианская теория. Для сторонников либертарианской парадигмы ключевым тезисом стало требование отказаться от распределительной парадигмы, а также от использования централизованным административным аппаратом каких-либо способов "справедливого" перераспределения ресурсов.

Основной тезис звучит так: если собственность получена индивидом на основе трудовой или предпринимательской деятельности или передана ему другими лицами в ситуациях, где отсутствовали мошенничество и насилие, то он владеет ими правомочно и никто не может оспорить такое владение как несправедливое. Сохранение чистоты правомочий требует постоянного исправления насильственных и совершенных обманным путем сделок.

К числу ключевых затруднений либертаристского подхода как социально-этической теории относится его явное расхождение с нравственной идеей фундаментального равенства, а также с императивом заботы о благе ближнего.