Современные теории лидерства

По мнению исследователей теорий лидерства, за последние 15 лет в данной области проделана огромная работа (преимущественно американскими исследователями) и появились новые теории, посвященные индивидуумам и организациям:

- теория "эмоционального интеллекта" Д. Голмана (1995 г.);

- концепция "горячих групп" и теория связующего лидерства Дж. Липман-Блюмен (1995 г., 1997 г.);

- теория "двигателя лидерства" Н. Тичи (1997 г.);

- теория опосредованного лидерства Р. Фишера и А. Шарпа (1998 г.);

- идея "распределенного" или "разделяемого" лидерства Д. Брэдфорда и А. Коэна (1998 г.);

- концепция "трубопровода лидерства" (2001 г.);

- теория "внутреннего стимулирования" лидерства К. Кэшмана (2001 г.);

- концепция "первичного" лидерства Д. Голмана и Р. Бояциса (2002 г.);

- лидерство как управление парадоксами Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера (2002 г.).

В учебниках но менеджменту российских и зарубежных авторов дастся описание следующих современных теорий лидерства:

- концепция харизматического лидерства;

- концепция трансформационного лидерства;

- концепция лидерства в управлении командой. Концепция харизматического лидерства. Харизматический руководитель (charismatic leader) - полный энтузиазма и уверенный в себе руководитель, чьи личные качества и действия сильно воздействуют па людей, побуждая их вести себя определенным образом. Харизматический лидер способен вдохновлять и мотивировать сотрудников к деятельности, интенсивность которой превышает обычный уровень, несмотря на сопряженные с ней трудности и даже жертвы. Последователи такого лидера ставят интересы отдела или организации выше собственных интересов. Источниками влияния харизматических лидеров обычно являются: четкое, разделяемое всеми сотрудниками видение будущего; создание системы корпоративных ценностей, разделяемых всеми работниками организации; взаимное доверие руководителя и его подчиненных.

Специалисты считают, что харизме научиться нельзя, однако можно понять, как следует поступать в соответствии с харизматическими принципами: необходимо ясно излагать и доносить до подчиненных общую цель; внушать людям, что организация ждет от них больших достижений, демонстрировать твердую уверенность в том, что подчиненные соответствуют этим ожиданиям, и внимательно относиться к потребностям своих сотрудников; нужно уметь правильно внешне проявлять свою властность, уверенность в себе и напористость, использовать тембр голоса, чтобы вызвать к себе симпатию и доверие окружающих. Необходимо использовать также приемы и методы невербального харизматического поведения.

Исследования показали, что подчиненные харизматических лидеров трудятся с повышенной эффективностью и намного лучше работают в коллективе, чем люди, работающие под началом нехаризматичеких руководителей.

Концепция трансформационного лидерства. Можно выделить два стиля управления: транзакционный и трансформационный. Транзакционный руководитель (transactional leader) направляет или мотивирует своих подчиненных на достижение намеченных целей, четко объясняя их роли и требования, предъявляемые к выполнению той или иной задачи. Трансформирующий руководитель (transformational leader) - руководитель, который проявляет заботу о каждом члене коллектива, стимулирует их интеллектуальное развитие и обладает харизмой. При трансформирующем стиле управления руководитель побуждает своих сотрудников подчинить свои собственные интересы интересам организации и оказывает на них очень сильное и неординарное воздействие. Такие руководители уделяют огромное внимание интересам и потребностям каждого сотрудника, повышают их осведомленность о проблемах организации, помогают подчиненным взглянуть на старые проблемы новыми глазами; они действительно способны побуждать, стимулировать и вдохновлять работников па дополнительные усилия ради достижения целей коллектива.

Транзакционное и трансформационное руководство не следует рассматривать как два диаметрально противоположных подхода к деятельности лидера, поскольку второй стиль можно создать только на основе первого. Трансформационное руководство в гораздо большей степени по сравнению с транзакционным способствует уменьшению текучести кадров, повышению производительности труда и более высокой удовлетворенности сотрудников своей работой.

Трансформационные лидеры во многом напоминают харизматических лидеров, но отличаются особыми способностями к внедрению инноваций и проведению изменений. Такое руководство предполагает нечто большее, чем наличие у лидера харизмы, так как трансформационные лидеры убеждают последователей верить не только лидеру, но и в свои собственные способности, представить себе лучшее будущее организации и добиться его воплощения в жизнь. Трансформационные лидеры добиваются значительных перемен как в своих подчиненных, так и в своих организациях (миссии, стратегии, структуре и культуре, стимулировании внедрения товарных и технологических инноваций).

Концепция лидерства в управлении командой. В последнее время организации активно используют групповые методы работы и становится особенно важной роль лидера в управлении членами таких групп. Современный менеджер должен стать лидером команды и овладеть необходимыми для этого навыками: умением обмениваться информацией, способностью доверять своим подчиненным, делегировать им полномочия и понимать, когда следует вмешаться, а когда предоставить людям свободу действий.

Необходимыми для эффективного управления командой обязанностями лидеров являются: обучение, консультирование, решение дисциплинарных проблем, анализ эффективности работы как команды в целом, так и отдельных ее членов, проведение тренингов и обеспечение взаимосвязи между сотрудниками.

Руководитель команды играет четыре специфические роли:

- служит связующим звеном между членами группы и представителями внешнего окружения;

- решает все проблемы в группе;

- помогает подчиненным справляться с конфликтами и противоречиями в группе;

- выступает наставником.