Современные теории формирования морально- нравственных основ личности

Ж. Пиаже (1896–1980) выделил две стадии нравственного развития детей: гетерономную и автономную. Младшие дети, находящиеся на гетерономной стадии, считают нравственные правила абсолютными, священными и неизменными. Непослушание, которое периодически имеет место, представляется им всегда непростительным, а зло они определяют в зависимости от причиненного ущерба, другими словами, оценивают по последствиям. Смягчающие обстоятельства вроде благих намерений в расчет не принимаются.

Старшие дети критерием нравственности поступка считают намерения. Они смотрят на правила морали как возникающие из взаимного согласия и уважения. Объективизм и абсолютность морали уступают место субъективизму и относительности.

Открытия Пиаже приводят к заключению, что нравственное развитие в основном является развитием когнитивным; другими словами, оно зависит от постепенной структуризации психики растущего человека. Согласно теории Ж. Пиаже, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период.

По мнению ученого, всякая мораль есть система правил и сущность ее – добиваться уважения, почитания этих правил. Моральные правила ребенок перенимает большей частью у взрослых, иными словами, он их получает совершенно готовыми и часто разработанными не по мере развития своих потребностей и не по собственному побуждению, но раз и навсегда данными в силу непрерывной преемственности предыдущих поколений взрослых. Отсюда крайняя трудность разграничения между тем, что вытекает из содержания правил, и тем, что проистекает из уважения ребенка к своим родителям.

В общем процессе морального развития индивида Ж. Пиаже выделяет два периода: примитивный моральный реализм и более зрелая автономная мораль. Первый период Пиаже иначе называет гетерономной моралью, или моралью принуждения, второй – кооперативной.

Стержневым моментом морального развития, по Пиаже, выступает переход ребенка от эгоцентрической (реалистической) перспективы к релятивистской. Эгоцентрическая перспектива – отношение ребенка к окружающему миру, в котором он сам является центром; релятивистская перспектива – отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место. Поэтому Ж. Пиаже утверждает, что моральная скованность ребенка держится в тисках двух взаимодействующих факторов: когнитивной незрелости и эмоционального одностороннего чувства уважения, которое он испытывает к старшим. Моральный рост требует освобождения от пут как эгоцентризма и реализма, так и одностороннего почитания.

По мнению Пиаже, нравственное развитие зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они говорят, часто противоречит тому, что они делают, т.е. между словом и делом – дистанция огромного размера.

Американский психолог Лоуренс Кольберг (1927– 1987), опираясь на труды Пиаже, разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. В серии исследований, посвященных нравственному развитию, ученый ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. На основе характера ответов детей были выделены три уровня, которые отражают сформированность нравственных ориентиров.

1. Доконвенциональный (доморальный) уровень развития нравственного сознания характеризуется ориентацией на наказания и поощрения. Этот уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание).

2. Конвенциональный (моральный) уровень развития нравственного сознания характеризуется ориентацией на образец "хорошего мальчика/девочки"; ориентация – на авторитет. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься "хорошим". Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует.

3. Постконвенциональный (нравственный) уровень развития сознания характеризуется ориентацией на общественный договор, ориентацией на общечеловеческие принципы. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности.

Действующими элементами системы Л. Кольберга являются: собрания, на которых принимаются общие для учащихся и педагогов законы жизни школы; комитет справедливости, который следит за выполнением законов; сущностные группы, которые представляют собой небольшое сообщество 8–10 человек, где обсуждаются сложные ситуации школьной жизни; моральные дилеммы, которые обсуждаются учащимися.

Ключевым элементом в системе Л. Кольберга являются моральные дилеммы. Моральные дилеммы – это ситуации нравственного выбора. При обсуждении моральных дилемм важно определить уровень нравственных ориентиров. Исследуя человеческие реакции на моральные дилеммы, Л. Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Популярная для отечественной школы концепция формирования образа жизни достойного человека Η. Е. Щурковой основывается на понимании воспитания как восхождения к культуре современного ему общества, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Вся система воспитания должна быть направлена на то, чтобы сформировать у ребенка образ жизни, достойный Человека, "построенный на основании Добра, Истины, Красоты".

Формируя "образ жизни, достойный Человека", педагог тем самым передает эстафету культурных достижений. При этом недопустимо навязывать ребенку какой-либо образ, тем более что мера постижения таких вечных категорий, как Истина, Добро, Красота, зависит от человека и вряд ли найдется мудрец, который бы взял на себя смелость сказать, что он постиг Истину. Постижение Истины, Добра и Красоты – это процесс, и поэтому главное заключается не в том, чтобы дети усвоили красивые догмы, а в том, чтобы включить ребенка в процесс постижения великих ценностей человеческой жизни.

Процесс постижения мира не может идти в изоляции от мира, где есть зло, насилие, ложь, преступление. Мы не можем ребенку закрыть глаза на этот мир, задача педагога заключается в том, чтобы дать "педагогическую интерпретацию" происходящим событиям, тем самым сформировать ценностное отношение к миру. Путь, который открывает для педагога новые возможности в освоении мира, – это "воссоздание культуры" вместе с детьми. Именно в процессе воссоздания культуры формируется система жизненных ценностей.

Человеческая культура представлена миром вещей и миром идей. На протяжении человеческой истории накопилось великое множество предметов и шедевров человеческой мысли, которые можно отнести к "хранителям культурных достижений". Общение с хранителем культуры, – будь то художественное полотно, старая фотография из семейного альбома, стихотворная строфа, – уже само по себе ценно. Но когда это общение преломляется через систему ценностных отношений, воспитательный эффект усиливается.

Средствами общения могут быть: художественное полотно, моральное суждение, научный факт (факты экологического бедствия), событие из жизни великого человека, любой предмет материального мира (книга, стул, очки, детская игрушка и др.).

Ключевым элементом в системе Η. Е. Щурковой являются групповые дела. Групповое дело строится через предмет. Приведем пример группового дела – название: "Календарь радостных событий".

Описание предмета как символа культуры: календарь нам нужен для того, чтобы не забывать важные даты в нашей жизни. Но когда год закончился, то календарь сохраняет важные для нас жизненные события.

Вступительное слово ведущего: "Наша жизнь складывается из самых разных событий, радостных и грустных. У каждого из нас были счастливые моменты в этом году, которыми мы можем поделиться друг с другом".

Групповая задача: календарь передается по кругу, тот, в чьих руках он оказывается, рассказывает событие, которое в этом году стало для него самым важным.

Заключительное слово: "Важно, чтобы в нашей памяти оставались радостные события. От этого становится легче жить и верится в хорошее". В такого рода групповом деле учащиеся отходят от привычной в рамках школьных уроков практики заучивания и воспроизведения на оценку фактов биографии и цитат из произведений знаменитых людей. Они вынуждены высказать собственное отношение, а это требует определенной умственной и духовной работы.

Предмет выступает символом человеческих отношений и ценностей. Предмет только тогда говорит, когда из него извлекают скрытое отношение.

Современные теории связывают формирование морали и нравственности с развитием сознания и самосознания, пониманием личностью объективных условий окружающей действительности; предполагают формирование умения согласовывать объективные условия и обстоятельства с субъективными интересами; утверждают активное деятельное начало личности по освоению окружающего жизненного пространства и ее ответственность за развитие жизненных обстоятельств.

Социальная практика формирования морально-этической компетенции

В начале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда" возникло тимуровское движение. Оно было направлено на оказание помощи семьям военнослужащих. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонде обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов. В настоящее время тимуровское движение не является массовым, тем не менее в муниципальных образованиях создаются тимуровские отряды.

В современной социальной практике получает развитие милосердническая деятельность, которая направлена на оказание разноплановой помощи ветеранам Великой Отечественной войны, лицам, пострадавшим от военных конфликтов, инвалидам, гражданам пенсионного возраста, оставшимся без поддержки родственников, сиротам.

Поисковое движение направлено на воспитание у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, чувства гордости за историческое и боевое прошлое нашей Родины, утверждение идеалов гуманизма и милосердия как важнейших духовных ценностей; сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны; увековечение памяти павших защитников Отечества и жертв войн и вооруженных конфликтов.

Поисковые отряды ведут работу в исторических местах боевых действий войн и военных конфликтов. Поисковая работа – деятельность, проводимая на территории Российской Федерации с целью обнаружения и захоронения не погребенных на полях боев останков погибших при защите Отечества и жертв войн и вооруженных конфликтов, выявления не состоящих на учете воинских захоронений, установления имен погибших и пропавших без вести, а также умерших от ран, контузий, увечий и заболеваний, полученных при защите Отечества.

Музейная работа – деятельность по организации выставок, экспозиций, основанных на военно-исторических событиях и материалах. Музейная работа включает в себя: сбор материалов (музейных предметов), имеющих научнопознавательное и воспитательное значение; подготовку музейных предметов к экспонированию; комплектование фондов, учет и хранение музейных экспонатов; организацию выставок, экспозиций, основанных на военно-исторических событиях, а также отражающих деятельность поисковых формирований.

Пропагандистско-просветительская работа – деятельность по подготовке и проведению массовых мероприятий, акций, направленных на выработку морально-нравственных норм и ценностей. Это могут разноплановые акции, посвященные какому-либо событию (выражение поддержки лицам, пострадавшим от природных или социальных катаклизмов, или протеста, к примеру, против неоправданных действий правительства какого-либо государства) или явлению ("Нет наркотикам!").