Современные тенденции в подходах к конфликтам

Современные представления о конфликтах отличаются таким разнообразием знания, развивающихся практик, борьбы мнений, что судить о состоянии дел в этой области – задача слишком сложная и заведомо обреченная на критику. Однако есть вещи, которые на данный момент считаются общепринятыми, устоявшимися в теории и практике современной конфликтологии.

1. В современной психологии конфликта наметилось явное предпочтение практических направлений работы. В публикациях последних лет чаще встречаются разборы конкретных случаев, описания терапевтической работы, анализ конфликта, чем теоретические результаты исследований. Это, по-видимому, явилось результатом общего кризиса психологической теории, о котором нередко говорят сегодня. Сомнение в истинности психологического знания, добываемого с помощью лабораторных исследований социального поведения человека, также способствовало доминированию практической ориентации в этой области. Кроме того, такое направление обусловлено все большим влиянием гуманистической психологии с ее направленностью на решение реальных проблем и оказание помощи человеку.

2. От гуманистической традиции идет также изменение отношения к конфликту как явлению не только естественному и закономерному, но и выполняющему важные функции в психической жизни человека. По мнению одного из основателей гуманистической психологии Р. Мэя, ошибкой психоаналитического подхода было признание противоречия души признаком дезинтеграции, если не патологии личности. "Предельная целостность человеческой личности, – пишет Р. Мэй, – не только невозможна, но и нежелательна. Безделие в райских кущах или небесное блаженство, как известно, означают гибель для личности. Личность динамична, а не статична, ее стихия – творчество, а не прозябание. Наша цель – новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные (курсив Р. Мэя)".

Переживание конфликтов – тяжелый и болезненный процесс, но это часть нашей жизни, и человек не должен в связи с этим чувствовать себя виноватым или считать неудачником. Конфликт – это нормально и необходимо как для нашей внутренней жизни, так и для взаимодействий с другими людьми. "Люди должны перестать рассматривать конфликты как аномалию, нечто "неправильное", поскольку, полагая так, они будут требовать послушания от детей, повиновения от окружающих и подавлять конфликты в самих себе".

3. Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, выполняющего в человеческой жизни не только негативные, но и позитивные функции.

Конфликт, будучи формой противоречия, является источником развития как личности, так и группы. На эту функцию конфликта указывали Э. Эриксон, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, Б. Ф. Ломов.

Конфликт является сигналом к изменению. Ф. Е. Василюк так оценивает роль внутренних конфликтов в жизни: "Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями". Так же точно конфликты свидетельствуют о необходимости изменения в межличностных отношениях. Например, конструктивной реакцией взрослых на подростковый бунт должно быть восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений своего поведения, своих требований и ожиданий к новому уровню развития ребенка.

Конфликт – это возможность снижения напряжения в отношениях между людьми, способствующая их сближению. На психологическом материале могут быть найдены примеры "коммуникативно-информационной" и "связующей" (в терминологии Козера) функций конфликта. Возможность использования этой функции конфликта в педагогической практике показал А. С. Макаренко, который рекомендовал разрешать назревшее в коллективе противоречие путем "взрыва", т.е. доведения конфликта до последнего предела. В процессе "взрыва" происходит ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых выстраиваются новые, более конструктивные.

Однако подчеркивание положительных возможностей эффективного разрешения конфликта не исключает реального понимания его вероятной деструктивной функции. Так, непреодоленность конфликта при использовании психологически неэффективных стратегий, направленных на смягчение и ослабление назревшего противоречия, может оказаться разрушительной для здоровой личности. Положительные и отрицательные функции конфликтов приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Положительные и отрицательные функции конфликтов

Позитивные

Влияние на личность

Влияние на группу

Познание друг друга участниками конфликта (своих интересов и интересов другого)

Ослабление психической напряженности

Стимуляция активности человека

Улучшение качества деятельности

Повышение авторитета в случае правильного поведения

Развитие личности (выполняет диагностическую роль)

Устранение противоречий в функционировании группы

Толчок к изменению и развитию системы (дорога к инновациям)

Стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем)

Сплачивание единомышленников

Негативные

Влияние на личность

Влияние на группу

Ухудшение настроения

Ощущение насилия

Ухудшение качества индивидуальной деятельности

Закрепление социальной пассивности личности

Угроза здоровью

Нарушение межличностных отношений

Ухудшение социальнопсихологического климата

Ухудшение качества совместной деятельности (непонимание друг друга)

Снижение сплоченности группы (дух конфронтации заставляет бороться, а не решать проблемы)

Угроза жизни и здоровью людей