Лекция 15. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• структуру педагогической науки;

• основные категории и понятия педагогики;

уметь

• анализировать основные модели образования;

владеть

• навыками самоактуализации и самореализации личности.

Структура педагогической науки

Педагогика (от лат. pais – мальчик и agogos – руководитель) – учение о воспитании, искусство воспитания, наука о воспитании. Педагогика в широком смысле слова представляет собой совокупность явлений, которые относятся к области воспитания и образования. Образование прежде всего формирует духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Подразумевается также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании можно зафиксировать как формальную сторону, т.е. духовную деятельность или духовную способность, так и материальную, т.е. ОГЛАВЛЕНИЕ образования.

Педагогика имеет прежде всего огромный арсенал теоретических знаний, который обогащался от века к веку. Она включает в себя также дидактику, т.е. теорию обучения.

В русской философии идею целостного воспитания развивал С. И. Гессен. Он рассматривал воспитание как многоплановый процесс, протекающий на уровне биологического, социального, духовно-культурного и духовно-религиозного бытия. На первом уровне воспитание выступает в форме обучения навыкам, формирования привычек, "опеки" и "дрессировки". На втором, социальном, уровне воспитание связано с формированием члена социальной группы, с "обработкой" молодого поколения соответственно потребностям общества. На третьем, духовно-культурном, уровне воспитание означает приобщение к культурным ценностям, осуществляемое посредством образования, т.е. впитывания культурного наследия человечества. Наконец, па четвертом, духовно-религиозном, уровне смысл воспитания заключается в спасении души, т.е. в духовном преображении человека, его втором, духовном, рождении[1].

Основные категории и понятия педагогики

Уже назывались такие категории педагогики, как образование, обучение, воспитание. Педагогика пользуется также понятием "педагогическая деятельность", под которой подразумевается особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на достижение целей образования. Педагогический процесс – продвижение от целей образования к его результатам с помощью единства обучения и воспитания. Педагогическая технология (или технология образования) обозначает целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения поставленных целей образования. "Педагогическая технология – это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса"[2].