Современные отечественные концепции профессионального самоопределения

В нашей стране проблема профессионального самоопределения исследовалась в течение последних 40 лет в работах таких психологов, как В. Е. Гаврилов, Н. Ф. Гейжан, Е. А. Климов; И. М. Кондаков, И. В. Кузнецова, А. В. Сухарев, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Е. С. Романова, Ю. В. Укке и др. Общеприпринятыми стали положения о необходимости рассматривать в единстве процессы профессионального и жизненного, личностного самоопределения [3; 7; 10; 25 и др.]. Особое внимание уделяется мотивационно-смысловым аспектам профессионального выбора, увязанным с ценностными ориентациями, жизненными стратегиями личности [16]. Предметом психологического изучения стали безработные России [3; 13]. Широкое признание заслужила научная концепция Е. А. Климова и его последователей, опыт ее реализации.

Концепция профессионального самоопределения Е. А. Климова

Специально проблеме профориентации и профконсультации Е. А. Климов посвятил более 30 лет жизни (начиная с конца 1960-х гг.). Под его руководством были вновь введены в психологический оборот достижения педологов и психотехников 20–30-х гг. XX в., накопленные в данной области. Ему удалось собрать коллектив единомышленников в стенах лаборатории психологии труда ВНИИ профтехобразования г. Ленинграда и воодушевить их для кропотливой работы по составлению психологических описаний практически всех рабочих профессий, представленных в профессионально-технических училищах Ленинграда и Ленинградской области. Эти материалы были опубликованы в восьми сборниках "Человек и профессия", и использованы в 1980-е гг. в шеститомном собрании профессиограмм издательства "Молодая гвардия". На основе этого материала была разработана классификация профессий в целях профориентации школьников (см. гл. 3, параграф 3.10). Тем самым был сделан важный шаг по пути преодоления информационного кризиса в психологическом профессиоведении, шаг, который был необходим в системе профориентационных мероприятий как для оптантов, так и для психологов-консультантов и педагогов, проводящих профориентационную работу со школьниками. В частности, под руководством Е. А. Климова была разработана процедура формирования понятийных средств анализа профессий в целях профессионального самоопределения [2]. Ключевым базисом классификации профессий стала их типология по предмету труда. Выделенные пять типов профессий (социономических, технономических, артономических, биономических, сигнономических) требовалось соотнести с предпочтениями оптантов (их склонностями, интересами и способностями). В этих целях Е. А. Климов разработал "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) – опросник профессиональных склонностей, неоднократно доказавший свою валидность и применяемый до сих пор в профконсультационной работе со школьниками (см. ЭП 8-3). Учитывая сложную ситуацию с организацией профориентационной работы в школах, Е. А. Климов написал книгу для старшеклассников [19], содержащую алгоритм самостоятельного принятия решений о начальном профессиональном выборе. Под его руководством были разработаны игровые методы профориентационной работы с каждым оптантом индивидуально или с группой [25], исследованы особенности становления профессионального сознания и самосознания как индикаторы развития человека как субъекта труда (диссертации В. В. Овсянниковой и Т. Л. Мироновой). Исследована диалоговая природа процесса принятия решений оптантом в процессе консультирования (диссертация В. Байметова). В школе Климова был проведен анализ возможностей использования различных психодиагностических методов в целях профконсультации, сделан вывод о том, что психологу-консультанту необходимы оперативные средства диагностики (специализированные методы беседы и наблюдения), а не только процедуры, требующие длительного обследования (работа Г. Ф. Корольковой). В целях оптимизации деятельности консультантов проведена типология казусов, с которыми они сталкиваются, и предложены методы, помогающие консультантам фиксировать конкретную ситуацию, результаты работы с оптантом по каждой встрече. Примером может служить представленная на рис. 8.2 известная схема индивидуальной ситуации профессионального выбора, в которой фиксируются проблемные факторы [19].

Разработанный теоретический подход, его информационное и методическое оснащение оказались в высокой степени эффективными. Для проверки действенности профконсультационной работы в 1968–1975 гг. было проведено специальное лонгитюдное исследование, в процессе которого прослежены профессиональные судьбы 500 старшеклассников, прошедших многоэтапную (до пяти встреч) профконсультационную процедуру. Результаты исследования показали, что 2/3 школьников последовали совету психологов, выработанному в совместной деятельности с оптантом, из них 80% через семь лет оказались довольны выбранной профессией; 1/3 выборки школьников поступили по разным причинам вопреки совету консультанта, через семь лет лишь 20% из них оказались довольны профессией [20, с. 258].

Рис. 8.2. Индивидуальная ситуация выбора профессии школьником (по Е. А. Климову):

Инф – информированность о мире профессий; Сп – способности; Скл – склонности; Уп – уровень притязаний; Пт – позиция товарищей; Пр – позиция родителей; Пв – позиция авторитетных взрослых (педагогов, психолога-консультанта); ЛПП – личный профессиональный план. Хорды, соединяющие точки окружности с ЛПП, обозначают наличие в сознании оптанта связи между позициями, эти связи могут быть неадекватными, требующими коррекции, что обозначено поперечными стрелками на хордах

Конечно, сегодня следует учитывать изменившуюся общественную, идеологическую и правовую ситуацию в нашей стране, сопровождавшую смену государственного строя, введение рыночных регуляторов экономической жизни с 1991 г. Все это требует обновления и совершенствования постановки профориентационной и консультативной практики. Вместе с тем полезными могут быть проверенные временем, проникнутые гуманным и толерантным отношением, во многом тождественные лучшим мировым образцам принципы и итоги теории и практики профориентации и индивидуального консультирования, представленные в книгах Е. А. Климова и его учеников [5, с. 437]. В самом кратком виде основные принципы, заповеди для педагогов и психологов, занятых профориентационной и консультативной практикой, состоят в следующем. Психологам и педагогам необходимо проявлять "уважение к внутреннему миру и специфической умственной активности представителей любого вида труда"; реализовать "формирующий, а не сортирующий подход к учащемуся как потенциальному субъекту nруда; не толкать ребенка ”вперед”, ”на счастливые пути”, а терпеливо подводить его к самостоятельным решениям и шагам в деле профессионального самоопределения"; "приложение своих сил к делу – это не “трата” их, а развитие; "жизнь без дела – бессмыслица"; "важно иметь запасные варианты профессиональных жизненных путей" [там же].