Современные нормы и принципы международного валютно-правового регулирования

В современном мире интенсивно развивается валютная, кредитная, инвестиционная интеграция государств. Процессы глобализации наиболее ярко проявляются в валютной сфере, что несомненно влечет за собой расширение и углубление взаимозависимости валютных рынков, валютных режимов и международного валютного сотрудничества как между государствами, так и между предпринимателями. Российские предприниматели активно осваивают валютное пространство иностранных государств. Для успешного ведения кредитно-расчетной деятельности на территории иностранного государства необходимо ориентироваться в валютном законодательстве данного государства.

Изменения в валютном режиме различных государств, связанные с международными требованиями унификации валютного регулирования и контроля, позволили резидентам (предпринимателям национальных государств) самостоятельно осуществлять валютные операции с нерезидентами (предпринимателями иностранных государств).

Однако с развитием международных валютных отношений и расширением расчетных операций валютные системы государств претерпели значительные изменения и сегодня их отождествление с международной валютной системой, мягко говоря, некорректно. Безоговорочно относя валютную систему, сложившуюся в США, к "добросовестной валютной системе", не уделяется серьезного внимания вопросам современной оценки эффективности международно-правовых основ валютного регулирования и контроля, заложенных МВФ.

Процессы глобализации коснулись и развития международного валютного права, где заметно влияние европейского валютного регулирования на происходящие в США процессы изменения валютного контроля, усиления роли банковского законодательства, страхования, унификации основных гражданско-правовых институтов. В связи с этим основные направления международно-правового регулирования валютных отношений определены задачами обеспечения единства мирового валютного режима в условиях растущей специфики регулирования национальных валютных рынков.

Не существует единого международного валютного права, так как каждое государство применяет в области регулирования валютных отношений с иностранным элементом не одни и те же нормы международного налогового права, общие для всех государств, а различные нормы (за исключением случаев использования унифицированных норм международных договоров и общих начал международного права).

Базовыми правовыми принципами валютного регулирования и валютного контроля, сформировавшимися в международной практике валютных отношений, являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики государства; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Мировая практика показывает, что без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

2) внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов);

3) банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

4) приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций;

5) куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);

6) уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой:

1) переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории национального государства на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченные банки на территории государства;

2) валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории национального государства с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг.

Внутренний валютный рынок государства контролируется центральным (национальным) банком государства, где купля-продажа иностранной валюты производится только через уполномоченные банки по правилам межбанковской валютной биржи. Для кредитных организаций установлены требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты.

В целях обеспечения стабильности национального валютного рынка резиденты соблюдают установленные требования:

1) резиденты государств с неконвертируемой валютой, как правило, обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов;

2) резиденты вправе переводить на свои счета, открытые в банках за пределами территории, средства со своих счетов в уполномоченных банках или других своих счетов, открытых в банках за пределами территории, в ограниченных пределах;

3) на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ;

4) резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета, открытые в банках за пределами территории за исключением валютных операций между резидентами, установленными в специальном перечне центрального банка государства.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и норм международного валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

4) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений международных и национальных норм валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, имеют право: 1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц; 3) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Целью международного валютного контроля является обеспечение соблюдения условий валютного регулирования при осуществлении валютных операций. В соответствии со Статьями Соглашения МВФ члены МВФ взяли на себя обязательства вводить валютные ограничения только по согласованию с МВФ (ст. IV и V Соглашения, где предусматривается необходимость максимально широкой отмены подобных ограничений). Соглашение решительно выступает против практики регулирования международных платежей с помощью односторонних мер или двусторонних соглашений.

В Договоре акцент делается на совместных действиях членов МВФ и их международном сотрудничестве в валютнофинансовой сфере, а коллизионные нормы призваны обеспечить в рамках частных обязательственных отношений действие ограничений международному движению платежей и капиталов одних стран – членов МВФ в другие. Такой подход основан на признании частноправового характера международного движения платежей и капиталов, на которое государство хочет и должно оказывать воздействие, вводя ограничения.