Современные концепции начального и среднего образования

В обстановке реформирования и модернизации системы образования, перехода к вариативным программам, передачи многих функций по управлению образованием в регионы ведущим средством регулирования содержания образования выступает введение государственных образовательных стандартов. В результате многих дискуссий было определено, что значит стандарт применительно к содержанию образования и каковы традиции стандартизации в образовании.

Вообще, стандарт и стандартизация – это установление и соблюдение определенных норм в каком-либо виде деятельности и в результатах, создаваемых в процессе этой деятельности. Выделяя понятие нормы, можно заметить, что нормирование в образовании существовало всегда двояко. С одной стороны, оно было представлено в виде национальных традиций, связанных с представлениями об идеалах, общих целях, содержании и формах обучения и воспитания, а с другой – в виде законодательных актов, нормативных документов, учебных планов, программ, учебников.

В 1990-е гг. в текст ныне действующей Конституции Российской Федерации впервые было внесено положение о том, что государство устанавливает федеральные государственные стандарты, а в Законе РФ "Об образовании" было раскрыто ОГЛАВЛЕНИЕ и сущность государственного стандарта. Поэтому мы можем сказать, что современные образовательные стандарты призваны нормировать или определять три важнейших составляющих, непосредственно связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм образования:

1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

3) требования к уровню подготовки выпускников.

Таким образом, государственные стандарты в области образования предназначены для:

а) обеспечения гарантированного минимума обязательной подготовки каждого обучающегося, независимо от того, в каком образовательном учреждении данного уровня и профиля он получает образование, поскольку обеспечивает единство образовательных требований к качеству знаний, умений и навыков и, следовательно, защищает единство образовательного пространства страны;

б) защиты учащихся от перегрузки, поскольку определяет максимально допустимый объем нагрузки для каждого уровня обучения;

в) обеспечения единой объективной оценки успешности учебной деятельности и работы образовательных учреждений, что, в конечном итоге, может гарантировать качество образования.

Стандартами конца XX в. было задано "вариативное пространство" содержания образования каждого образовательного учреждения для планирования и оперативного маневра с учетом реальной ситуации на основе определения:

учебного плана (для среднего образования это прежде всего базисный учебный план);

выделенной для основных образовательных областей и учебных курсов системы ведущих идей, понятий, принципов, законов, теорий, а также системы действий и операций, которыми необходимо овладеть;

системы измерителей (норм, методик, инструментов) результатов образования.

Ключевую роль в общем среднем образовании играл единый для всего образовательного пространства Российской Федерации базисный учебный план (БУП), который представлял собой комплекс нормативов, состоящий из трех частей.

Первая часть – федеральный компонент – задается структурой БУПа, на основе которых разрабатываются типовые учебные планы регионов, содержащие разработанный региональный компонент. И только на основе типового учебного плана каждая школа составляет собственный учебный план, содержащий разработанный в соответствии с условиями и потребностями территории школьный компонент.

Федеральный компонент содержит нормы и требования, обеспечивающие единство образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Сюда входят единые образовательные цензы (по уровням образования), общее (инвариантное) ОГЛАВЛЕНИЕ программ для всех территорий и всех учреждений, дающих среднее образование.

Национально-региональный компонент составляют нормы, во многом отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды региона. Они связаны с изучением родного языка, истории и географии края, народного искусства, ремесел и других особенностей уклада жизни в той или иной территории.

Школьный компонент должен учитывать и отражать запросы населения, экономики, социальной сферы конкретного поселения или микрорайона.

Структура базисного учебного плана определяет:

1) обязательный минимальный перечень общеобразовательных областей и предметов, а также минимально необходимое время на их изучение;

2) максимально допустимую учебную нагрузку учащихся по классам;

3) примерное соотношение между федеральным и национально-региональным компонентами содержания образования в часах, а также количество часов школьного компонента, отводимых самой школе для выбора школьного компонента содержания образования в соответствии с ее возможностями, особенностями и запросами территории, где она расположена.

В настоящее время разработан новый вариант Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального и общего образования, который в части, касающейся начального общего образования, уже принят в 2010 г. Приведем некоторые положения стандарта, которые позволяют представить его наиболее значимые принципиальные отличия от более ранних версий. ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) включает в себя три требования:

"– к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования"[1].

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетентностей выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Они являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, но могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиям и субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности, в том числе этнокультурных, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования задают ориентиры комплексной оценки личностных, метапред- метных и предметных результатов на ступени начального общего образования (рис. 3.12).

К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их индивидуальноличностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

ФГОС НОО – требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Рис. 3.12. Триединство личностных, метапредметных и предметных результатов НОО

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

К предметным результатам образовательной деятельности относится освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Подводя итог, можно сказать, что введенный прежней редакцией стандарта базисный учебный план продолжает являться частью государственного образовательного стандарта, однако не менее важным для разработки учебных планов школы в настоящей момент является учет трех групп требований, заданных ФГОС НОО, которые в своей сумме подчеркивают личностно-ориентированный характер обучения, главной целью которого является развитие личности обучаемых.